Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религия Месопотамии

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Религия Месопотамии

доклад по культурологии

Санкт- Петербург, IMISP, 1 курс

Copyright © Медведев Данила, 1997 19 марта 1997

Содержание

1 Ассиро-вавилонская религия. 3

1.1 Религиозные представления древних ассирийцев 3

1.1.1 Специфика месопотамской религии 3

1.1.2 Религия 3

1.2 Загробная жизнь 4

1.2.1 Похороны 4

1.3 Мифы о мироздании 4

1.3.1 Культ бога Таммуза 5

1.3.2 Эпос о Гильгамеше 5

1.3.3 Мифы о Этане и Адапе 5

1.4 Жречество 5

1.5 Колдовство и гадание 6

Культура Ассирии.

1 Àññèðî-âàâèëîíñêàÿ ðåëèãèÿ.

1.1 Ðåëèãèîçíûå ïðåäñòàâëåíèÿ äðåâíèõ àññèðèéöåâ

1.1.1 Ñïåöèôèêà ìåñîïîòàìñêîé ðåëèãèè

В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.

1) Тексты молитв. Молитвы людей богам - это регламентированный процесс, преобладают две темы: рассказы о божествах и изложение в квазимифологическом стиле опыта верующего.

Метафизически божество воспринимается как ужасное, повергающее в трепет явление.

2) Мифы. Мифы - не религия. Их писали придворные поэты, писцы и цари (напр. Хаммурапи). Все эти произведения относятся скорее к литературе, чем к религии.

3) Описания ритуалов. Они в какой-то мере описывают деятельность храма, но лишь косвенно характеризуют религиозную жизнь.

Религию Месопотамии можно разделить на три: религия народа, царя и жрецов. Жреческая религия сводилась, главным образом к обслуживанию идола и его храма.

Большая часть религии обретает смысл лишь постольку, поскольку она связана с личностью царя. Многие обычаи, распространенные на всех людей первоначально имели отношение лишь к царю.

Царь мог иметь видения, частное лицо не могло. Ежегодные сезонные праздники и погребальные церемонии представляли единтсвенную признанную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церимониям, не было интенсивным и не носило личного характера.

1.1.2 Ðåëèãèÿ

Религия в Междуречье играла очень важную роль. Ею была пронизана вся жизнь древнего общества.

Шумеры: Ан (небо), Ки (земля (богиня)), Энлиль (позднее Бел), Энки (Эа).

Боги Ану (бог неба), Энлиль (грозный бог земли), Эа (кроткий бог воды) (бог Эреду) возглавляют пантеон богов. Адад (бог грома), Ашшур (племенной бог ассирийцев), Мардук (бог вавилонян). Сын Мардука – Набу (бог Борсиппы). Небесные тела - тоже боги.

Сын Энлиля – Нинурта (Син) (город Ур), бог луны. Его сын, Шамаш(шумерский Уту) (города Ларс, Сиппар) – бог солнца, правды и справедливости. Дочь Наннара – Инанна, богиня плодородия. У аккадцев своя – Иштар. Позднее они объединились. Иштар – вооруженная до зубов богиня, дарующая победу царю, которого любила. В то же время – олицетворение и покровительница плотской любви. (город Урук) Она была сначала дочерью, а потом женой Ану.

Нергал и его супруга Эрешкигаль – "повелители подземного мира". Нергал – властитель царства мертвых и бог чумы.

Таммуз – каждый год умирает, его смерть принято было оплакивать.

Богиня Гула – богиня врачевания, первоначально – смерти (атрибут – собака). Богини-матери: Баба, Мама.

В течении долгого времени сохранялись пережитки фетишизма, тотемизма, анимизма. Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Ашшур был покрыт птичьими перьями.

Символы богов:

Шамаш – солнечный диск.

Син – полумесяц.

Иштар - восьмиконечная звезда.

Мардук - копье, мушхушшу (лев+змея+орел).

Набу - стилос.

Гула - собака.

Эа - кусарикку (коза+рыба).

Адад - бык.

В первобытные времена вождя убивали, позже этот обряд стал чисто символическим. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец отнимал у него корону и скипетр и стегал плетью. Если при этом царь плакал, то считалось, что год будет удачным. Â êîíöå êîíöîâ àòðèáóòû âëàñòè öàðþ îòäàâàëè.

1.2 Çàãðîáíàÿ æèçíü

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте, хотя культ умирающего и воскресающего бога растительности Таммуза был весьма популярен и там, а день его возвращения из царства мертвых считался большим праздником. Но в Вавилонии это божество не связывали с воззрениями о загробной жизни, как это было в Египте.

В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни. Наоборот, в египетской литературе нет ни одного поизведения, посвященного этой теме. Египтянам не нужно было искать вечной жизни, они ее "имели".

1.2.1 Ïîõîðîíû

Подобно другим древним народам, ассирийцы шумно выражали свою скорбь. Êàê òîëüêî ÷åëîâåê óìèðàë, ÷ëåíû åãî ñåìüè íà÷èíàëè

• ðàçäèðàòü íà ñåáå îäåæäó

• öàðàïàòü ëèöî è ãðóäü

• ïîñûïàòü ãîëîâó ïåïëîì

• ïîêðûâàòü ãîëîâó ïðàõîì

Покойников не мумифицировали, их обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Ýòî áûëè îáøèðíûå ïîäçåìíûå êàìåðû.

1.3 Ìèôû î ìèðîçäàíèè

1. Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться и наесться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими. Поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми.

2. (очень широкое распространение) Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому следовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей, устроил потоп. Эа посоветовал Зиусудре построить корабль. Энлиль потом даровал Зиусудре вечную жизнь.

3. (by Хаммурапи) "Энума Элиш" ("Когда вверху")

"Когда высь еще не была названа небом, а внизу твердь еще не звалась землей, когда воды Океана и Бездны были смешаны между собой, когда ни одно поле еще не было сотворено и ни одного болота не было видно, когда никто еще не был наделен именем и ничья судьба еще не была определена, – тогда были сотворены первые боги..." Первобытные силы (Апсу, Мумму, Тиамат) природы решили погубить богов, Апсу и Мумму одолели, Тиамат не смогли. Мардук решил ее победить, его сделали царем, он ее победил, рассек ее пополам, из одной половинки сделал небо, из другой землю. Убил предателя Кингу, на его крови замесил глину(!!!), создал человека.

1.3.1 Êóëüò áîãà Òàììóçà

Таммуз умирает, его возлюбленноя Иштар спускается туда, "откуда входящий никогда не выходит". Грозит разбить двери и выпустить мертвецов. Ее пускают и заточают в темницу. Эа создает Асушунамира, посылает его, посоветовав обратить внимание на бурдюк с живой водой. Òàììóçà è Èøòàð âûïóñêàþò.

1.3.2 Ýïîñ î Ãèëüãàìåøå

"Ша нагба имуру" ("Тот, кто все видел")... змея подползла к траве и сожрала ее.

1.3.3 Ìèôû î Ýòàíå è Àäàïå

В мифах об Этане и Адапе

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»