Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религия. Ее место в системе отношений человека и окружающего мира

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос¬подствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике сек¬ты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг

какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,изолированностью, строгим контролем за своими членами, рас¬пространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты. Вопрос об оценке каждого такого религи-

С каких позиций изучают религию.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и учебная дисциплина, изучающая рели¬гию? Не спешите говорить «да» или «нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церков¬ный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкрет¬ным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные ре¬лигиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить ис¬тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру¬гими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий

как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рас¬сматриваться отдельно, вне общего течения истории, по осо¬бой методологии. Такой подход можно назвать еще апологе¬тическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).

2. Атеистический или натуралистический*, рассмат¬ривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехо¬дящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна¬нии. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономи¬ческой, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначитель¬ное и даже смешное**.

3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описыва¬ется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес¬ком изучении религий сыграли историки культуры, археоло¬ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре¬мя. Их может интересовать историческая роль церкви, кото¬рую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.

Вам следует четко осознать, что существуют две различ¬ные вещи: изучение религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно изучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучались кон¬кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, у священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это дело вашего свободного выбора, вашей совести.

Проблема возникновения религии.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был

быть создан Богом в результате акта творения*. Религия воз¬никла потому, что существуют Бог и человек, который спосо¬бен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения гово¬рят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о воз¬никновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками на¬уки, языком у них появились элементы религиозного мировоз¬зрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала теория проис¬хождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза**) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека от обе¬зьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека совре¬менного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного перио¬да» в истории человечества так и не обнаружено.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатиро¬вать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например, библейскому учению, она долж¬на была быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог пока¬рал человечество за попытку построить Вавилонскую байню «до неба». Он разделил людей на языки (т. е. отдельные на¬роды), которые стали верить в многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появ¬лением ветхозаветной религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они нахо¬дят ей подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии.

Другие археологи и историки (придерживающиеся нату¬ралистического взгляда на мир) утверждают, что первона¬чально человек обожествлял силы природы, предметы, живот¬ных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично религиозный путь человека можно выразить так:

от примитивных верований к языческому многобожию (по¬литеизму), а затем к единобожию (монотеизму).

Археология и этнография подтверждают наличие у древ¬них людей примитивных верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов — камней, кус¬ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в науке на¬звание фетишизм (от порт. п(.1со — магическая вещь)*. Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это веро¬вание обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально оз¬начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. атта — душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе, грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Воз¬можно, что именно из этого родилось представление о множе¬стве богов.

Многообразие и классификация религий.

Как вы уже, наверное, заметили, «религии вообще» не суще¬ствует. Существуют христианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях зем¬ли, по-разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии мира», вы узнаете и другое: многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разных наро¬дов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это сходство легко объяснимо заимствова¬ниями, иногда оно является загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архети¬пами. Они возникают в сознании людей, разделенных тысячеки¬лометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. Архетипньши являются, например, представления о все¬мирном потопе, которые встречаются у древних китайцев, инду-

сов, египтян, вавилонян и др. Вы сами без труда назовете несколь¬ко архетипных сюжетов сказок.

Любое исследование или изучение начинается с классифи¬кации изучаемых объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в созна¬нии человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели¬гиями, так как в них нет места Богу или богам,'и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»