Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религия. Ее место в системе отношений человека и окружающего мира

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


и архитектор, проектировавший когда-то этот храм, и даже... камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира.

Ислам.

Ночь на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г. (по принятому христианами летоисчислению) Му-хаммад* проводил в уединении на невысокой горе Хира недалеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже сорок лет жизни, он был богат и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась вполне благополучно, но что-то му¬чило его, казалось, что самое главное в жизни — еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе, проводя по нескольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и созерцании. И вот смутное волную¬щее ожидание оправдалось: внезапно перед ним возник в сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу покрытый непонят¬ными письменами. «Читай!» — властно обратился ангел к Мухаммаду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею чи¬тать!» — ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был настойчив и стал властно диктовать: «Во имя Аллаха, Господа твоего милостивого и милосердного...». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувство¬вал, что все слышанное было будто бы написано в его сердце.

Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он воскликнул: «Я поэт или сумасшедший?..»

Теперь видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет сообщал Мухаммаду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родился Коран (с ар. чтение вслух) — священная книга новой религии, которая называется ислам (с ар. покорность) или мусульманство (рели¬гия исповедующих ислам). Иногда эту религию называют магометан¬ством (устаревшее название от русского варианта произношения имени ее основателя — Магомет)..

В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам — государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама — Иран, Ирак, Афганистан, Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не¬искренность тоже является непростительным грехом.

Как видно из этого короткого изложения, вероучение му¬сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис¬тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ¬ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож¬но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.

1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Алла¬ха, и Мухаммед пророк его» — произносит каждый новооб¬ращенный в ислам после ритуального омовения).

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную мо¬литву (намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго рег¬ламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3. Мусульманин должен соблюдать пост (у раза), который длится целый месяц — рамадан. Первоначально он прихо¬дился на лето, но после реформы календаря стал приходить¬ся на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты — праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего свето¬вого дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя ве¬сти военные действия.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милос¬тыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохо¬да, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совер¬шить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, це¬лование «черного камня», пробег между священными холма¬ми, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это по¬лучает зеленую чалму (зеленый — цвет ислама) и титул хаджи.

Священный день мусульман — пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.

Ислам в России.

Мусульманская религия стала важным фактором россий¬ской жизни начиная с XVI в., когда при Иване Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханс¬кое ханства, населенные татарами*. Эти государства можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды. Монголе-татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычниками, ислам они окончательно приняли позже, уже в XVI в. В это же время к России присоединились Боль¬шая Ногайская Орда, часть Башкирии, Сибирское ханство — огромные территории, среди населения которых уже господ¬ствовал ислам.

В XVIII в. между двумя русско-турецкими войнами (при Екатерине II) в состав России вошло мусульманское Крымс¬кое ханство. В начале XIX в. активно шел процесс присоеди¬нения Закавказья, в результате которого под покровительство России перешла православная Грузия*, часть монофизитской Армении и мусульманский Северный Азербайджан.

В 1817—1864 гг. Россия вела длительную и кровопролит¬ную войну за присоединение народов Северного Кавказа, ко¬торые в большинстве своем были мусульманами (это, главным образом, многочисленные народы Чечни и Дагестана). Дви¬жение горцев, сформировавшееся там под религиозными ло¬зунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм (воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть, а победа далась России очень дорогой ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жителя г. Калуги. Под конец жизни правительство отпустило его в Святые места. Немного не доехав до Мекки, он умер. Противоречия и кон¬фликты середины XIX века оказались далеко не исчерпаны и дали о себе знать в недавних трагических событиях, связан¬ных с Чечней и всем регионом Северного Кавказа. Распутать этот больной узел противоречий будет очень непросто: здесь нужны время, терпимость и добрая воля всех сторон, участву¬ющих в конфликте.

В 60—70-х гг. XIX в. активно шел процесс присоединения к России народов Средней Азии — в основном носителей ислама.

Мусульманство в России могло существовать свободно, но было лишь терпимой религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику, хотя под флагами исла¬ма иногда вспыхивали восстания и антиправительственные движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после ок¬тября 1917 г. их число еще больше возросло (в связи с уравне¬нием религий в правах). В 20—30-х гг. мусульманство постра¬дало от антирелигиозных кампаний, как и христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви отправляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой Оте¬чественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно и годами возрождения православной церкви.

После распада СССР возник целый ряд государств где ислам сейчас занимает все более важное положение в общественной и государствен¬ной жизни.

Роль религии в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в за¬висимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без ре¬лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее че¬ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че¬ловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу¬дарств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одно¬го — живущего по законам какой-либо строгой и изолирован¬ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предла¬гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во¬обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели¬гия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менять¬ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Ре¬лигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездей¬ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничи¬вать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии все¬гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре¬лигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой¬ственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело¬веку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука¬зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»