Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Роль религии в истории и современной жизни России

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


МПС РФ

Московский Университет

Путей Сообщения (МИИТ)

Реферат по политологии

"Роль религии в истории и современной жизни России "

Выполнил:

студент группы ПО-441

Михайлов Ю.Г.

МОСКВА 1995

.

- 2 -

Описание религиозной жизни России наверное следует начать с при-

нятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая

обстановка того времени требовала для выживания государства принятия

того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, кото-

рые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез приш-

лось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориента-

ция на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад-

ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное

в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот

в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль

"Дранг Нах Остен" - поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда

была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоя-

тельное государство перестала бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью язы-

ческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе

с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчинен-

ности церкви светским правителям.

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период

феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь

представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших

между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту

Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое

время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволи-

ла начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Формирование государственности на Руси шло в направлении к силь-

ной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции не-

посредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви

усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Прио-

ритет государственной власти над церковной и определение статуса пра-

вославной церкви как государственной религии получили правовое закреп-

ление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но

произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль

над церковью под предлогом защиты "правой веры".

- 3 -

При Петре I была создана государственная система управления, уп-

разднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему

государственной политики.

Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589 г. она име-

ла митрополитанское устройство (т.е. высший иерарх - митрополит - наз-

начался Константинопольским патриархом), с 1589 церковь стала автоке-

фальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было)). В 1721

году Петр Первый упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, под-

чиненный правительству.

Согласно "Своду законов Российской империи" все религии на терри-

тории страны делились на три группы: государственную (православное ве-

роисповедание), терпимые (староверы, инославные, т.е. христианские

неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т.д.),

и нетерпимые (различные секты). Запрещенные секты в России (конец 19

века): молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня

и др.

Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных

христианские неправославные церкви а также представители всех иных не-

запрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания сво-

ей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства

инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осу-

ществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: веде-

ния записей о рождении, смерти, браке и т.д. Запрещались законом пере-

ходы из христианского вероисповедания в иноверное, из православного -

вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не

был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения наклады-

вались и на браки.

Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до нача-

ла прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взгля-

дов подвергалось уголовному преследованию.

Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные,

религиозные и национальные ограничения.

- 4 -

Декретом "О земле" большевистского правительства от 26.10.1917

все монастырские и церковные земли были "национализированы". Другими

декретами православная церковь была отстранена от государства, школы,

армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных

средств на содержание церквей и духовенства прекратилось, наоборот,

большевики стали варварски грабить церковь.

В конце 20-х религиозные организации были объявлены враждебными

советской власти и "классовыми врагами", началась широкомасштабная

кампания по закрытию храмов.

Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунис-

тическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и

его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле), и

другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В.И.Ленина,

т.е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической

подпитки, вся советская магическая система рухнула. Также, как и в

случае разрушения дворца царя Кащея: иголку выдернули - и дворец раз-

рушился. Вообще очень многие учения, даже не религиозного характера,

становятся религиями из-за потребности многих людей в верить во что

либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы

демократии воспринимаются часто не критически а догматически. Что-то

может не нравиться - но ведь так пишут в газетах и говорят по телеви-

зору ... . Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассмат-

риваться как религия - учение о превосходстве одной нации. Коммунизм -

то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а

класс.

Государственный строй СССР - имел множество черт феодализма.

В 1943, после встречи И.В.Сталина с руководством Русской правос-

лавной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и

Всея Руси. В 1945 религиозным организациям в СССР были предоставлены

права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс "потепления" от-

ношений между церковью и государством был приостановлен.

В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность ре-

- 5 -

лигиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули

бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные

секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же

во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен

уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нра-

вится, чего нельзя сказать об окружающих.

В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи

14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором

никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной

или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и

равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод

человека и гражданина независимо от

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»