←предыдущая следующая→
1 2
от расы, пола, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места житель-
ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граж-
дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или рели-
гиозной принадлежности.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода со-
вести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивиду-
ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника-
кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные
убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).
В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных ор-
ганизаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в ка-
кое-либо объединение или пребывание в нем (Ст.30).
Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, сог-
ласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж-
дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет
право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допус-
кается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, на-
циональную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда
социального, расового, национального, религиозного или языкового пре-
- 6 -
восходства (Ст.29).
Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее боль-
шинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они
просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают
( если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает
их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объеди-
нения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или
цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например,
славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, бело-
русов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной
Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят
этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть
наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину
христианином и наполовину мусульманином.
Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления
мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций. У нас в
этом направлении работал Л.Н.Гумилев, на западе сейчас популярны рабо-
ты Сэмюэла Хантингтона. Они весьма интересны, так как он является ди-
ректором института стратегических исследований при Гарвардском универ-
ситете, где сейчас и разрабатываются перспективные модели нового миро-
вого устройства.
С точки зрения Хантингтона, "Мировая политика вступает в новую
фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология
и не экономика. Великие раздоры в среде человечества будут порождены
культурно-историческими различиями. Столкновение цивилизаций станет
доминирующим фактором в мировой политике.". Среди существующих сейчас
цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую,
славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканс-
кую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты
будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.
В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон приво-
дит следующие доводы:
1. Различия между цивилизациями серьезнее и древнее любых других
- 7 -
делений человечества. Они связаны с историей, языком, культурой, тра-
дициями, и самое главное - с религией.
2. Мир становится более тесным.
3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают
мировоззренческий вакуум, который заполняется религиями, причем часто
в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным
мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века.
4. Стремление Запада насадить по всей планете свои мировоззрен-
ческие идеалы - демократию и либерализм, а также ставка на военное и
экономическое превосходство вызывают во всем остальном противодейс-
твие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.
5. Устойчивость культурных и религиозных различий. Если экономи-
ческие и политические противоречия могут быть устранены, то русские
останутся русскими, а эстонцы - эстонцами.
6. Экономическая интеграция отдельных регионов. Примеры - Запад-
ная Европа, Юго-Восточная Азия.
Все эти исследования проводятся, конечно, с целью нахождения
стратегии сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией. Для
этого Хантингтон считает необходимым:
- включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и
Латинскую Америку;
- в России и Японии поддерживать прозападные группировки;
- всемерно ограничить военное развитие "потенциально враждебных
цивилизаций", то есть видимо всех остальных;
- проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.
Мне кажется во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается
подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно,
принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Навер-
ное это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обрати-
лись к различным сектам, богоискателям типа Вл. Соловьева, С.Булгако-
ва, Л.Толстого и других, Православной же церковью их учения характери-
зуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называ-
емая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильст-
венное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб
другому.
.
- 8 -
Литература:
1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., "Мысль", 1993.
2. Коммерсантъ N 36(147) за 1995 год. Артемьев Р. Лучше быть в
Риме чем вне его.
3. Современная Русская Идея и Государство. М., "Рау-Корпорация",
1995.
4. Основы Религиоведения. Учебник. М., "ВШ", 1994.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|