Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Свенский монастырь

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание

 Возникновение монастыря

 Из истории построек

 Успенский собор

 Церковь Антония и Феодосия

 Сретенская церковь

 Спассо-преображенская церковь.

 Колокольня или церковь

 Домик Петра I

 Схема Свенского монастыря XVIII

 Передача монастыря Киево-Печорской Лавре

 Оглядываясь назад

 ХХ век

 Послесловие

Список использованой литературы

Возникновение монастыря

Свенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России. Обитель находится в трех с половиною верстах от областного центра.

Монастырь расположен против места впадения в Десну реки Свини (Свени), вследствие чего до половины XVIII столетия назывался Свинским. Но затем ввиду явной неблагозвучности его во всех официальных документах стали означать Свенским. Выбранное место оказалось более чем удачным: с одной стороны - серебристый изгиб сверкающей реки, окаймленной золотистой кромкой песчаного пляжа и туманными контурами Брянска, с другой - низкий зеленый луг с отдельными купами верб и редкими могучими дубами.

Любого путника впечатляет даже вход в монастырь с северной стороны. Он сделан с отступом таким образом, что перед двумя башнями и надвратной церковью образовалась довольно обширная площадка. Такой вход был выгоден для обороны, так как давал возможность обстрела незваного гостя с трех сторон. И чем больше знакомишься с этой жемчужиной, тем более удивляешься этому сплаву сказочности и действительности...

Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в далеком XIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович ("Старый") неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, "стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ". Пришлось заночевать на берегу.

Утром проснувшиеся монахи с ужасом увидели, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Свини.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшей на золотом троне и Державшей на коленях Предвечного младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стояли Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой. - Антоний. На свитке у преподобного Феодосия было начертано:

"Владыко, Господи Боже... возгради дом Пречистыя своея Матери мною, рабом твоим Феодосией, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе". На свитке Антония можно было прочесть: "Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имами в сем Господа помощника". Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Софийскую церковь Киево-Печерской Лавры.

Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископом и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: "О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!". И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После горячих благодарственных молитв счастливый князь вместе с присутствующими мужчинами стал собственноручно заготавливать лес для постройки святой обители. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Но отнюдь не легендой является тот факт, что Свенский монастырь был основан князем в 1288 году. Стоявший на подступах к Брянску, он был свидетелем малоизвестного в подробностях княжеско-дружинного строя в пределах древнего вятичского края. Такой немаловажный исторический факт подтверждался древним списком (копией) с иконы Свенской Божьей Матери, на котором в свитке, державшемся чудотворцем Феодосием, были начертаны слова: "Окладывана в лето шесть тысяч семъсотное и девяносто шестое (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия, в 26 день на память Иоанна Богослова" Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Романом Михайловичем было выделено достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.

Первым был вклад в 40 рублей после смерти в 1560 году любимой супруги Анастасии Романовой. Внесенная сумма по тем временам была немалой, судя по тому, что боевой конь стоил 15 рублей. Последними были вклады на помин души царевича Иоанна Иоанновича, убитого самим Грозным.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда... Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

С окончанием военных действий монастырь постепенно оправился. Ему были пожалованы при новом царе бобровые гоны в окрестных лесах, в 1630 году - большая икона Иоанна Предтечи, от князей - серебряные и медные сосуды, значительное количество печатных и рукописных книг, среди которых назывались Четьи Минеи, Евангелие, "Поучительные слова Иоанна Златоуста", книги для пения с нотами.

Из истории построек

Успенский собор

Первым каменным зданием в окрестностях Брянска был Успенский собор Свенского монастыря, построенный во времена Ивана Грозного. Это было монументальное пятиглавое здание, не уступающее по размерам собору Мичурина, построенному в середине XVIII века.

Строительство собора было связано с именем царя Ивана Грозного. Готовясь к Ливонской войне и к воссоединению с Россией украинских и белорусских земель, он укрепляет границы Русского государства. Свенский монастырь был и крупной крепостью, и важным религиозным центром, обладавшим такой святыней, как знаменитая икона Свенской богоматери. Набожный царь не раз жаловал монастырскую братию щедрыми вкладами. В центральном государственном архиве древних, актов в Москве хранится вкладная книга монастыря, которая начинается с записи 1561 года. В этом году по случаю смерти горячо любимой царем жены Анастасии был сделан вклад в 40 рублей. Это была большая сумма. Отличный боевой конь в те времена стоил 15 рублей.

В следующем году царь присылает 20 рублей вклада по случаю смерти своего слабоумного брата Юрия, а в память о смерти князя Дмитрия Вишнецкого монастырю жалуется сельцо Студениково с шестью деревнями в Белевском уезде. Основные же владения монастыря были расположены в Брянском уезде. В 1565 году монастырь получает 50 рублей по случаю смерти дяди царя Василия Глинского.

Щедрые дары царя и старые монастырские богатства позволяли развернуть строительство монументального собора. Собор строился тверским зодчим Гавриилом Маковым. Строительство началось, вероятно, в начале 60-х годов. В 1564 году во вкладной книге собор упоминается уже как существующий, так как князь Иван Федорович Мстиславский - потомок Мглинско-Мстиславских князей, дарит собору 50 рублей денег "да к соборной церкви к каменной трое дверей железных". Одна из створок этик ворот из кованного узорного железа и поныне хранится в музее Коломенское в Москве. Недавно обнаружены и переданы в Брянский областной историко-революционный музей еще две створки ворот. После реставрации они будут выставлены

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»