Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Свенский монастырь

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


выставлены в экспозиции.

Здание собора было четырехстолопным, трехаспидным на подклети. С трех сторон его окружали галереи - паперти. Царь Иван до конца своих дней не забывал о монастыре и монахах, которые должны были замаливать как личные утраты царя, так и его злодеяния. Особая сумма в 100 рублей была внесена в монастырь "по сыне своем по царевиче по князе Иване Ивановиче" в 1582 голу после его убийства. Вплоть до своей смерти царя мучил призрак загубленного им сына, о чем свидетельствуют щедрые вклады на помин души царевича: золотая корона с каменьем и жемчугами для иконы богоматери, золотые цаты, иконы в роскошных окладах, "три платка золотых" ценой 105 рублей, колокола весом в 40 и в 200 пудов. Чтобы облегчить свою душу царь в течение ряда лет держал икону Свенской богоматери у себя в Москве. В 1583 году он все-таки "отпустил" ее в Свень, пожаловав 107 рублей.

Мучали царя сотни и тысячи "опальных и убиенных" им русских людей. Огромную, по тем временам сумму в 650 рублей, 6 образов в ценных окладах, 27 книг и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов, жалует на помин души погибших. Благодаря царским дарам снова был отстроен монастырь и обновлен собор, пострадавший во время польского набега в Ливонскую войну. Щедрое пожалование монастырь получал и от преемников Ивана Грозного, хотя и не в таких размерах. В тяжелые годы смутного времени монастырь и собор опять были сожжены поляками. Последним бедствием для него оказались набеги поляков во главе с Пацем и крымских татар в 1660 годах. В конце XVII века в соборе создается новый иконостас, перенесенный позже в барочный собор. Однако, его здание обветшало, треснули и начали распадаться своды и стены.

В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.

Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря (старый храм стоял на косогоре, что способствовало его разрушению), 3 мая1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви, сообщив при этом, что материалы для работ заготовлены. Возле монастыря начали выдавать продукцию громадные для своего времени кирпичные заводы.

Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.

Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены, и само здание "перепорчено". Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалистов оказалось однозначным: "переправки учинены весьма безрассудно ... по опасности того строения". Вскоре Гервасий получил отставку, постройкка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.

Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. Его рвение было настолько велико, что свенские монахи в мае 1753 года послали на архитектора жалобу. В июне 1756 года "церковь постройкою возведена до кровли и своды закреплены". Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печорской лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года синод выдал грамоту на освящение церкви.

Трудом тысяч крепостных за десять лет над зелеными крутыми берегами красавицы-Десны были подняты красные стены собора, увенчанные пятью огромными барабанами, несущими купола, центральный из которых был позолочен в 1800 году, и главы с крестами. Величественное архитектурное сооружение имело в длину пятьдесят два с половиной аршина (свыше 37 метров) в ширину - сорок два с половиной аршина (более 30 метров). Собор украшали древние железные двери середины XVI века, отличающиеся интересной художественной работой.

Внутри храма находился величественный семи ярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху. Он был перенесен сюда из старого Успенского собора. Тонкая и сложная резьба раннего малороссийского барокко представляла значительный художественный интерес. Специалисты отмечали деревянную резьбу фриза над западными дверями, представляющую собой редкий образец старинной скульптуры, резьбу древнего игументского места конца XVI века или начала XVII века. Известно, что многие живописные работы в соборе выполнены крепостным художником Кириллом Холодовым, доставленным в Свенский монастырь из Киева закованным в кандалы. На помощь художникам в Свень были направлены и многие живописцы Киено-Печорской лавры. Монументальный, стройный Успенский собор, господствовавший над окрестностями, чьи изящные купала были видны издалека, а богатая внутренняя и наружная отделка отличалась высокой художественностью, был подлинной жемчужиной Свенского монастыря. К сожалению, время и люди не пощадили этот выдающийся памятник архитектуры. К XIX веку собор обветшал, в двадцатые годы был взорван "безбожниками", чья бездуховность, агрессивная нетерпимость к инокомыслию, вера в свою непогрешимость, в то, что не наступит "судный день" для тех, кто "предал отца святого" и сегодня затрудняют движение по пути духовного очищения.

Церковь Антония и Феодосия

При Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм - церковь Антонии и Феодосия Печерских. Возводила ее артель во главе с мастером "Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином". Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. Даже такое событие, как разрушение церкви, монастырские летописцы использовали для прославлении "чудес" знаменитой иконы: "В 185 (1677), ноября в 20 день, теплая каменная церковь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских разрушилась, но царские двери и святые иконы найдены в алтаре нисколько не поврежденными". Вся церковь была расписана на сюжет чудес иконы Свенской Божьей матери, потому и сам храм именовался церковью Свенской Божьей матери.

В одном из описаний говорилось: "...церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было".

Первоначальный план церкви представлял сосбой прямоугольник с полукружной в грань алтарной абсидой, папертью с ризницей на западе и трапезной на востоке. Интересно, что вопреки общему правилу древние зодчие построили алтарную часть храма не на восток, а на юг. В его архитектуре отразились формы московско-суздальского зодчества. Особенно характерна в этом отношении главка с изящным декором барабана. До XIX столетия церковь выполняла роль монастырской трапезной, а позднее, когда была возведена отдельная трапезная, - роль теплого храма, в котором была старинная изразцовая печь.

В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия удалось восстановить. В 1806-1807 гг. были сделаны пристройки к трапезной и расширенны ее оконные проемы, 1817 году тесовая кровля замена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма.

Церковь Антония и Феодосия, бесстолпная, одноглавая, скромная и даже суровая по своему облику, украшалась декоративным барабаном, а поверхность купола окаймлена килевидной аркатурой. Своеобразным был декор наличников окон второго этажа, а верхняя часть основного нефа обработана заковарами. Она была сооружена из кирпича, на бутовых фундаментах, а позднее в XIX веке оштукатурена.

До наших дней церковь Антония и Феодосия дошла в руинах. Как и Успенский собор она была разрушена в 1928 году. Сохранились лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства.

Сретенская церковь

Легким и жизнерадостным настроением выделяется Сретенскойской надвратной церкви о трех главах. Точное время ее постройки неизвестно. В рукописи монастырском сказании говорится, что она возведена при царе Петре в 1690 году, а из сдаточной описи 1681 года видно, что в то время Сретенская церковь уже существовала. В книге кладов она упоминается даже под 1678 годом. "Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со освященным собором к чудотворной явленной Печорской иконе Божьей матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»