←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
монастырскими стенами, до сих пор неразгаданных и ждущих своего часа.
. Легенда легендой, но отношения Петра и служителей церкви были действительно не безоблачными. Северная война потребовала мобилизации ресурсов, напряжения всех сил. Петр I приказал даже перелить церковные колокола на пушки. Во исполнение царского указа Свенскому монастырю пришлось в 1701 году отослать на Московский пушечный двор все медные котлы, предназначенные для варки кваса и пива, винокуренные кубы и даже медную посуду.
Устные предания о пребывании Петра I в монастыре записаны лишь в XIX веке. Противоречия своего времени в них сглажены, а роль церкви в деяниях Петра I, его внимание к заботам монастыря явно преувеличены.
Схема Свенского монастыря XVIII
1. Успенский Собор
2. Церковь Антония и Феодосия
3. Сретенская церковь
4. Преображенская церковь
5. Колокольня
6. Братские кельи
7. Старые братские кельи
8. Корпус на 6 келий
9. Домик Петра I
10. Кельи на погребах
11. Казначейский корпус
12. Квасоварня
Передача монастыря Киево-Печорской Лавре
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем. Содержать ее надлежало "по всяком украшении и лепоте, и славе, как был и до сего времени, без объятия всех его околичностей, и всякое царское украшение, и казну сохранять во всякой целости нерушимо...; паче же ко всякому монастырскому строению и к заводам прилагати радение, чтоб Новопечерский монастырь... и в самом деле явился украшен и прилежным радением". Не забыта была и ярмарка, шумевшая под стенами этой обители в августовские теплые дни каждого года: Лавре наказывалось, чтобы "впредь тот торговый славный съезд прибавлялся, а не умалялся".
Назначенный настоятелем этого монастыря киево-печерской иеромонах Иоанн Максимович управлял обителью с1681по1695 годы. Родился он в декабре 1651 года в городе Нежине, в семье шляхтича Макcима Васильковского. Успешно закончив Киевскую духовную академию, остался в ней преподавателем. Но движимый духовным чувством, спустя восемь лет, постригся в монахи Киево-Печерской Лавры.
Едва новопосвященный начал совершать прохождение своего нового служения под покровом святой обители, как судьба призвала его к иной деятельности: он был назначен настоятелем Новопечерского (Свенского) монастыря. Опытный глаз киевского архимандрита усмотрел в нем человека по своим духовным качествам наиболее полезного для данной обители, которую предстояло благоустроить и укрепить. И к чести Лавры, с самого начала ею назначенные настоятели добросовестно выполняли возложенные на них обязанности по управлению Свенским монастырем... Свое настоятельство в данной обители Иоанн Максимович начал с подарка - Евангелия в серебряном с позолотой окладе и золотистым бордюром на всех листах, на обложке которого изображалась икона Свенской Божьей Матери. Затем распорядился сделать новую деревянную ограду вокруг монастыря.
Заботясь о внутреннем устройстве обители, Иоанн Максимович ревностно исполнял свои настоятельские обязанности: тщательно следил за сохранением церковной утвари и библиотеки, пополняя их по силе возможности, ремонтировал ветхие монастырские здания, сберегал принадлежащие обители леса, следил за применением усовершенствованных способов землепашества. В целях увеличения денежных доходов, часто совершал поездки в Москву для сбора милостыни. Его имя часто встречалось в отказных книгах Поместного приказа. Благодаря этому наставнику состоялся обмен землями между монастырем и всесильным фаворитом царевны Софьи Алексеевны Федором Шакловитым, благодаря которому Свенская обитель получила в Подгороднем стане Брянского уезда (в 20 верстах от монастыря) 65 четвертей земли в деревне Упорои, 54 четверти с осьминою в пустоши Тулубеево, 50 четвертей в пустоши Ходыревка.
По отношению к насельникам монастыря был строг и требователен, исправляя их неблаговидное поведение.
Но ввиду того, что решение царского правительства об утрате Свенским монастырем независимости буквально подвергло его насельников в шок, отношения Иоанна Максимовича с монахами обители складывались нелегко. Свой протест последние выражали в многочисленных доносах на него, обвиняя чуть ли не во всех смертных грехах. Выступая против вводимых Иоанном Максимовичем порядков Киево-Печерской Лавры, они жаловались царям Ивану и Петру Алексеевичам в том, что настоятель будто бы выгнал всех московских священников и дьяконов, заменив их "иноземцами зарубежными,... неведомыми людьми польской и черкасской породы". Максимовичу ставили в вину даже то, что он перешил старые московские ризы на новый, короткий покров. Обвиняли и в том, будто он разорил Свенскую обитель, отсылая доходы в Киево-Печерскую Лавру, крестьян замучил неурочной работой и денежными поборами. Обижались и на то, что новый настоятель кормил монахов "скудно и несытно".
В своих показаниях 1683 года Максимович отверг все обвинения, поэтому Патриарший Казенный приказ его оправдал. В этом немалую роль сыграло то обстоятельство, что Свенский монастырь был разменной монетой в деле подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху. В итоге, часть недовольных монахов покинула стены монастыря, часть объединилась вокруг келаря Пафнутия, остальным же насельникам пришлось смириться...
Иоанн Максимович зарекомендовал себя не только умелым администратором, но и дипломатом. Достойно оценив все эти качества, черниговский архиепископ Феодосии Углицкий в 1695 году сделал его ближайшим помощником. А после кончины Феодосия, по представлению гетмана Малороссийского Ивана Мазепы, Иоанна посвятили в архиепископы Черниговской епархии.
Для полной характеристики этого бесспорно талантливого и энергичного человека следуетотметить и то, что Максимович обладал поэтическим даром. Известны его богословские сочинения, написанные стихами: "Феатр нравоучительный или нравоучительное зеркало для царей, князей и деспотов" (1703 г.), "Алфавит, сложенный от писаний" (1705 г.). Эти его произведения посвящались житиям святых и пустынников. К другим поэтическим произведениям относились "Вирши и три проповеди" (1705 г.), "Богородице Дево, радуйся" (1707 г.), "Осьм блаженства евангельския" (1709 г.). Судя по датам написания этих стихов, вполне возможно, что они созревали в Свенской обители, что дает возможность говорить об Иоанне Максимовиче, как первом, пока нам бесспорно известном брянском поэте....Умер он в 1715 году. В апреле 1712 года, появился другой наставник, Модест Ильнитский,
Оглядываясь назад
Окидывая мысленным взором многовековую историю монастыря, невольно думаешь о трудах и усилиях людей многих поколений по утверждению обители на российской земле и превращению ее в один из крупнейших центров духовной жизни страны. В этом немалую роль сыграло то, что настоятелями ее были в большинстве своем люди образованные, выпускники духовных академий, одаренные, высокого нравственного долга и чести, умело сочетавшие организаторские способности с большим житейским опытом.
Многие из настоятелей обители позднее стали знаменитыми иерархами. Наместник Иоанн Максимович (1684-1696 гг.) - Сибирским и Тобольским митрополитом. Лука Белоусович (1745-1752 гг.) - архимандритом Киево-Печерской Лавры. Игумен Израиль (1801-1802 гг.) одновременно являлся префектом Севской духовной семинарии и учителем истории, философии, географии и немецкого языка. Жизненный путь завершил наместником Александро-Невской Лавры в Петербурге. Сменивший его Филарет Амфитеатров (1802-1804 гг.) был префектом Севской духовной семинарии, затем переведен инспектором столичной духовной академии. О нем один из виднейщих церковных историков, протоиерей Григорий Флоровский отзывался как о человеке "теплого благочестия, большой сердечности, подлинной духовной жизни". Игумен Смарагд (1842-1859 гг.), будучи настоятелем обители, удостоился наперсного золотого креста и орденов святой Анны первой и второй степеней.
Сохранилось воспоминание одного из современников о наместнике Палладии, управлявшим монастырем в 1770-1787 годах: "Игумен сей был человек, соединяющий в себе духовного со светским. Хорош собой, брюнет, благообразный; с лакированными глазами и чистым голосом, великий мастер шутить, и умел тот дар употреблять кстати. Его критический разум никого не обижал, напротив, с каждого скучного лба сбивал морщины и заставлял смеяться. Не диковинка, что его все тамошние дворяне любили, а может быть и дворянки". Как видим, дипломатический дар тоже много значил при управлении обителью. Архимандрит Иерофей, прослуживший настоятелем около двадцати лет, владел другим даром: писательским. Он был автором книги "Брянский Свенский монастырь", без ссылок на которую не обходился ни один исследователь истории и культуры.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее - наместником Козельской Оптиной пустыни.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|