Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Свенский монастырь

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Неудивительно, что современные историки религий считают Свенский монастырь одним из центров русского старчества.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия - люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие. Все они украшали Свенскую обитель и умножали ее богатства.

ХХ век

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40.980 рублей.

Много было черных страниц в летописи монастыря, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти. Если урон от польско-татарских набегов ХУТ-ХУЛ веков компенсировался царским правительством и различными пожертвованиями частных лиц, то большевики, отдавая русские святыни "грядущему хаму", в их восстановлении не нуждались. После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда - на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Жалкое зрелище представлял в тот год монастырь, обобранный и загаженный воинствующими безбожниками. Скорбными восклицательными знаками стояли в нем изуродованные коробки церквей, будто чувствующих приближение своего конца. Разыгравшийся в последующие дни отвратительный спектакль лицемерия зафиксировал полное равнодушие местных органов власти к культурному наследию края... 19 июня 1930 года Брянский окрисполком телеграфировал Главнауке: "Состояние бывшего Свенского монастыря вызывает недовольство окружающего населения. Приступаем к разборке зданий для организации советского хозяйства. Укажите, кому сдать предметы, имеющие историческую ценность". Полученный ответ был не менее категоричным: "Ваше указание на неудовольствие населения состоянием бывшего монастыря следует объяснить только его запущенностью, вызванной чрезвычайно бесхозяйственной эксплуатацией прежде занимавшей его детколонией". Между тем, не теряя времени даром, окрисполком отдал приказ Брянскому отделению конторы "Запстрой" срочно приступить к слому монастыря. А в Киево-Печерскую Лавру была отправлена телеграмма:

"Приступили к сломке Свенского. Немедленно забирайте иконостас". Отправлявшие эту телеграмму забыли дополнить о том, что редкий по красоте иконостас несколько лет провалялся в амбаре, где складывали сено и сельхозинвентарь, и то, что еще в 1929 году окрфинотдел хлопотал о снятии его с учета Главнауки в целях смывки с него позолоты. В довершении всего, не считаясь с постановлением Центральной Междуведомственной комиссии от 21 августа 1925 года о закреплении Свенского монастыря за Главнаукой Наркомпроса, Брянский окрисполком постановил 23 июня 1930 года передать его со всеми строениями местному отделу ОПТУ. Во втором пункте этого "указа" объявлялось: "Считая нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию здания бывшего собора и его приспособление для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства".

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

Прошли десятилетия. На высшем уровне принимались различные законы и постановления об охране и использовании такого древнейшего художественно-архитектурного ансамбля, каким являлся Свенский монастырь. Тот же продолжал долгие годы находиться в запустении. Его обходили туристские тропы, и только досужие мальчишки забирались на кирпичные стены, лазили по полуосыпавшимся ходам и набивали яблоки в бывшем монастырском саду.

В 1980-х годах взялись, наконец, за восстановление Сретенской церкви. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

И все-таки, несмотря на все ухищрения и злодейства, до конца вытравить веру в душах людей не смогли. В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю открытия обители. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим, согласно патриаршего указа. До недавнего времени, в зимнее время, службы совершались сначала в трапезной братского корпуса, а затем в игуменском корпусе, после его отдания монастырю.

10 декабря 1993 года епископом Орловским и Брянским Паисием было совершено освящение Сретенской церкви, где отныне и стало совершаться богослужение. В тот знаменательный день, по ходатайству наместника монастыря, владыкой была преподнесена обители икона с частицей мощей просветителя Брянского края, сщмч. Кукши.

В настоящее время в братии обители насчитывается 11 монахов в священном сане и около 10 послушников, живущих не только молитвами, но и каждодневным трудом по восстановлению монастыря.

Нелегко его возрождать, все приходится начинать сначала при почти полном отсутствии средств. К счастью, и в такое трудное, как наше, время находятся люди, готовые поделиться последним. И каждый пришедший в обитель, знакомясь с уцелевшими храмами - уникальными памятниками архитектуры, открывает для себя прекрасную страницу духовной жизни, истории и культуры нашей Родины.

Послесловие

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно: божественная литургия в 8 утра, вечернее богослужение в летнее время в 17 часов, а в зимнее в 16 часов. Совершается полуночница в 12 часов ночи.

Обитель была возвращена Православной Церкви в 1992 г. 30 августа. Наместником обители был назначен архимандрит Никодим ( Анискин ), который и в настоящее время время исполняет многотрудные обязанности по восстановлению монастыря и монашеской жизни.

В монастыре действуют два надвратных храма: Сретенский и Преображения Господня.

Во владение монастырю отдано 24 га земли, из которых 4 га занимает сама обитель, 4 га пахотной земли, 6 га яблочного сада и 10 га неиспользуемой земли. Имеется крупный рогатый скот, курочки, лошадки и прочая живность, обеспечивающие все необходимые нужды обители.

Монашествующих и имеющих духовный сан сейчас всего лишь 11 человек. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться в обители во славу Божию. Особое расположение монастыря и удалённость от города весьма благоприятны для спокойной монастырской деятельности.

В монастыре богослужение совершается ежедневно: утром литургия в 8-00 и вечером: вечерня и утреня в 17-00(в летнее время) и в 16-00(в зимнее время). Совершается полуночница в 11-30 ночи.

Есть в обители и святой источник с целительной водой; устроена купальня.

Принимаются на поминовение: сорокоусты, 1/2 годовые и годовые поминовения.

Монастырь возрождается большей частью за свой счёт, помощью пожертвований прихожан и немногочисленных частных предпринимателей и должностных лиц. Многочисленные разрушения требуют больших физических и финансовых средств, которые, конечно же, отсутствуют в монастыре. Обитель очень нуждается в поддержке нелёгкой восстановительной работе и жизнедеятельности. Монастырь с благодарностью принимает любые пожертвования!

Список использованой литературы

1. Кизимова С.П. и Зубова Е.М. По следам святых обителей М.: 1995

2. Интернет страница Свенского монастыря http://svensky-mon.narod.ru

3. В. Алексеев Свенский Свято –Успенский монастырь M.: 1999


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»