←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
мусульман и будди¬стов. Гуру посетил Курукшетру и Па¬нипат, Айодхью и Варанаси, Хардвар и Аллахабад, а также многие другие места, где, согласно преданию, разво¬рачивались события великих индий¬ских эпосов «Махабхарата» и «Рамая¬на», места, где и сегодня в дни индуистских праздников собираются де¬сятки и сотни тысяч паломников. Он побывал в Бодх-Гае - месте про¬светления Будды, совершил путешест¬вие в Мекку и Медину, к главным му¬сульманским святыням. Об этих его странствиях повествует множество легенд, в которых трудно отделить вымысел от правды.
Существует, например, рассказ о том, как в Мекке сторож обнаружил Нанака спящим в мечети; к тому же он лёг ногами к мусульманской святыне Каабе. Растолкав его, сторож закри¬чал: «Как смеешь ты спать, располо¬жившись не головой к Богу, а нога¬ми». Но Гуру Нанак спокойно сказал ему: «Добрый человек, тогда покажи мне ту сторону, где нет Бога», и му¬сульманин не нашёлся, что ответить.
Из Мекки Гуру Нанак отправил¬ся в Медину, по пути беседуя с па¬ломниками, рассказывая им о своём учении и расспрашивая об их собст¬венных духовных воззрениях. Об¬ратный путь, как гласят легенды, ле¬жал через Багдад, Кабул, Пешавар, Мултан, Сайидпур (ныне город Эми¬набад в Пакистане).
В странствиях прошло почти 30 лет; во многих местах Индии и за её пределами у Гуру появилось боль¬шое количество последователей и по¬читателей, желавших посетить своего Учителя. И в жизни Гуру Нанака, ко¬торому к этому времени исполнилось 50 лет, началась новая страница, свя¬занная с созданием общины сикхов ¬его учеников.
На правом берегу реки Рави ¬великого притока Инда, на участке земли, подаренном Нанаку богатым торговцем, принявшим его веру, он основывает город Картарпур («кре¬пость Всевышнего») и резко меняет свой образ жизни. Вместо одежд па¬ломника Гуру Нанак облачается в одежду простого пенджабского кре¬стьянина и вместе с женой и сыновь¬ями трудится на своей земле. Этим же занимаются поклонники и последователи Гуру, которые называют себя сикхами. Все общинники делятся друг с другом плодами своего Труда. В общине существует общая трапез¬ная - гуру-ди-лангар (в буквальном переводе - «кухня гуру»), в которую приглашают любого гостя вне зависи¬мости от его социального статуса или касты - неслыханное поведение для индуистов, по представлениям кото¬рых даже тень человека из более низ¬кой касты, упавшая на пищу или воду, может осквернить её. Такие общие трапезные сохранились у сикхов и поныне. Они есть и в маленьких де¬ревенских общинах, и при главных сикхских святынях. Там не готовят изысканных блюд, но пресными ле¬пёшками (чапати) и острейшей го¬роховой похлёбкой (дал) накормят любого - сикха и иноверца, земляка и странника-чужеземца.
После смерти Нанака проповедь его учения продолжили ещё девять гуру, последним из которых в конце XVII - начале XVIII вв. был Говинд Сингх. По традиции все они считают¬ся десятью воплощениями одного и того же Гуру, проповедовавшего единое учение, - как огонь, передающийся от одного факела к другому, как свечи, за¬жигающиеся одна от другой.
СУЩНОСТЬ ВЕРОВАНИй СИКХОВ
На протяжении всей жизни общаясь с индуистскими и мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение - сикхизм.
Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая «Мул Мантра», с которой начинается священная книга сикхов «Ади Грантх», выглядит следующим образом (она написана на пенджаби):
Звучит она так: «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi».
В переводе это означает: «Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждеб¬ности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаёт¬ся милостью Гуру».
В этом кратком изречении изло¬жена суть учения Нанака.
Итак, сикхизм - религия, отвер¬гающая многобожие индуизма, при¬знающая существование одного боже¬ства. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульман¬ский Аллах - все они сливаются в Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские име¬на: Хари (это имя встречается наибо¬лее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т. д.
Бог определяется понятиями ниргун «лишённый качеств» и сагун («на- делённый качествами», «имею¬щий качества» ). Главное Его состоя¬ние - ниргун; это сущность, лишён¬ная каких бы то ни было черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей воле переходит в состоя¬ние сагуна (что совершенно не связа¬но с приобретением видимого обли¬ка, Он всегда невидим и проявляется через свои деяния). К божеству в со¬стоянии сагуна и взывает человек, об¬щаясь с Всевышним во время медита¬ции, при пении гимнов.
В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие индуистским бо¬гам Брахме, Вишну и Шиве), Он все¬могущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты, как «анади» ( «без начала» ), «акал» ( «существующий вне време¬ни» ), «аджуни» ( «нерождённый» ) и «амар» ( «бессмертный» ). При встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри акал», что означает: «Истинный бессмертен».
Бог - вне цепи перерождений, вне смерти, и поэтому у Него не суще¬ствует зримых воплощений, как у ин¬дуистских богов; Он никогда не при¬нимает видимого облика. Его невоз¬можно описать, Он непостижим, не¬познаваем и невидим, Он необъясним с помощью произнесённого или на¬писанного слова. в книге «Гуру На¬нак» приводится такой гимн:
Тысячи глаз являются твоими глазами,
Но ты не имеешь ни одного.
Тысячи ликов - твои лики,
Но ты не имеешь своего.
Тысячи стоп являются твоими,
Но ты не имеешь ни одной.
Тысячи носов - твои,
Но ты не имеешь носа.
(Перевод К. Ашрафян)
в сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам ¬или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безна¬дёжна, и прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное ос¬вобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне воз¬можно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующе¬го. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог дол¬жен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.
Как же постичь Бога в сикхиз¬ме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово («шабд»). Медити¬руя, размышляя о божественной сущ¬ности, человек может услышать зача¬ровывающую «беззвучную» музыку («анахад шабд»), которая и является откровением.
Во-вторых, необходимо посто¬янно повторять в молитвах Имя («нам»). Для обозначения Бога у сик¬хов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это боже¬ственная сущность, которая определя¬ется с помощью понятий «сат» - «ис¬тинный», «сач» - «истина». «Сати нам» («Его Имя – Истина») - одно из ос¬новных понятий в сикхизме.
Ещё одно важнейшее понятие ¬Гуру (Божественный Наставник), яв¬ляющийся проводником высшей Ис¬тины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослежива¬ется различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сооб¬щает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Бо¬жественная Истина. Но наиболее по¬нятным и для индуистов, и для му¬сульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открываю¬щего своим ученикам путь к спасе¬нию. В одном из сикхских гимнов го¬ворится:
Те, кто пpиoбщились к мудрости Гуру,
Чисты сердцем и речь их чиста.
…………………………………….
Без Гуру, поучающего нас,
Мы блуждали бы в потёмках.
Слово Гуру - это свет.
Свет его слова ведёт к истине.
Всё сущее определяется понятием Ху¬кам (Божественный Порядок, Указа¬ние, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (т. е. закона причин и следствий). Сикхи верят в предопре¬делённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жиз¬ни, и тем, что он делал в своих пре¬дьщущих воплощениях. Каждый чело¬век должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, т. е. вы¬полнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.
Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры, пре¬данности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гор¬дыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам.
Там, где есть «я»,
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
«Я» - там нет.
При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мир¬ских дел, отшельничество или аске¬тизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, На¬нак приходит к осознанию необходи¬мости физического труда. И в послед¬ние десятилетия своей жизни Нанак вместе
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|