Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Сикхизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


сикхизма превратились со временем в свою противоположность. Сикхские идеи равенства всех людей перед Бо¬гом и отрицания каст остаются незыб¬лемыми, но у самих сикхов также есть касты, хотя их рамки далеко не такие жёсткие, как в индуизме.

СИКХСКИЕ ПРАЗДНИКИ

у сикхов распространены праздни¬ки, связанные с годовщинами рожде¬ния или смерти почти всех их гуру. Некоторые из этих дат отмечаются пышно, Другие более скромно - в зависимости от традиций, сложив¬шихся в той или иной местности или храме. Эти праздники носят название Гурпураб. В такие дни хра¬мы-гурудвары украшают цветами, проходят торжественные чтения свя¬щенной «Ади Грантх», послушать ко¬торые собираются толпы людей в праздничных одеждах. С полной на¬грузкой работают трапезные, где по случаю празднеств готовят специальные сладкие блюда. Только в такие дни сикхи пьют бханг - напиток на основе индийской конопли; её пере¬бродивший сок, смешанный с водой, даёт наркотический эффект.

Одним из самых ярких праздни¬ков является Байсакхи - день рожде¬ния хальсы, coвпадающий с первым днём месяца басакх (апрель - май) по индийскому календарю. Этот праздник отмечается в течение не¬скольких дней. Байсакхи называют праздником весны, когда в Индии после прохладных зимних месяцев и в преддверии сильнейшей жары всё пышно расцветает.

Центрами торжеств обычно становятся храмы. В эти дни устраи¬ваются ярмарки, в том числе и яр¬марки скота. И поскольку Байсак¬хи - это «день хальсы», то повсюду проводятся воинские игры, соревно¬вания воинов-общинников, т. е. «ис¬тинных сикхов». Предшествует иг¬рам торжественная процессия, воз¬главляемая предводителем общины,который едет обычно на празднич¬но наряженном слоне. Его окружают конные всадники, а за ними следуют пешие сикхи во главе с пятью из¬бранными - наиболее уважаемыми людьми в общине. Вся процессия гремит, звенит, сверкает оружием ¬кинжалами, мечами, копьями. Каж¬дый общинник буквально увешан оружием с головы до ног. Участники процессии заходят в храм, а затем, как бы получив благословение Bсе¬вышнего, устремляются к месту про¬ведения соревнований. Там иногда исполняются короткие боевые риту¬альные танцы, произносятся молит¬вы во славу оружия, а потом... Потом выплёскиваются вся горячность и неуёмная энергия сикхов, их стрем¬ление продемонстрировать свои во¬инские навыки, усиленное возбуж¬дающим действием бханга. Они со¬ревнуются в джигитовке, в умении владеть всеми мыслимыми видами оружия. Состязание сикхов, вспыль¬чивых по натуре, разгорячённых ат¬мосферой соревнования и праздни¬ка, - захватывающее зрелище.

СЕКТЫ В СИКХИЗМЕ

В сикхизме возникло немало различ¬ных сект и направлений, но здесь нет резкого противостояния Идей и воззре¬ний; границы между ними в значитель¬ной степени размыты. Одной из пер¬вых появилась секта удаси, основанная, по преданию, одним из сыновей Гуру Нанака, Шри Чандом, склонным к аске¬тизму и совершенно отрешившимся от мирских дел. Есть секта рамраи, вклю¬чающая последователей и сторонников сына Гуру Хар Рая, которого звали Рам Рай; он посчитал себя обделённым при назначении следующим Гуру своего брата. Секта нирмала, ближе других стоящая к индуизму, появилась при Гуру Говинде, который отравил груп¬пу сикхов в Bаранаси изучать Веды. Но наиболее интересны, пожалуй, нихан¬ги - члены особого ордена, при встре¬че с которыми все уступают дорогу.

К представителям этой секты, носящим яркие сине-жёлтые одежды, относятся с особым почтением и ос¬торожностью, боясь возразить им или допустить какую-нибудь оплош¬ность: за это легко можно поплатить¬ся жизнью. Это самые воинственные сикхи, не боящиеся смерти, не боя¬щиеся убивать, увешанные с ног до головы холодным оружием. На их высоких тюрбанах надeты чакры ¬металлические кольца с краями, ост¬рыми как бритва. Если чакру раскру¬тить на двух пальцах и метко бро¬сить, то она легко может срезать го¬лову. Ниханги не имеют семьи и дома и не должны работать. Они пу¬тешествуют по Пенджабу подобно цыганам. Им не нужны деньги, т. к. всё необходимое ниханги получают бесплатно от людей, которые уважа¬ют их и боятся им отказать.

Вообще принадлежность к раз¬ным сектам не играет у сикхов слиш¬ком большой роли. Но есть одна секта, сторонники которой заметно отличаются от других своих собратьев. Это секта «строгого» толка, возник¬шая в начале XIX в. «Намдхари» до¬словно переводится как «носящий имя Бога», а если обратиться к прин¬ципам и идеям, выдвигаемым сикха ¬ми-намдхари, то это название будет скорее означать «единственные, по праву носящие имя Бога». Чем же вы¬дeляются эти люди?

Они отличаются от остaльных сикхов даже внешне, потому что всег¬да носят белые одежды и по-особому повязывают на голове тюрбан. Ткани на него уходит не меньше, чем у дру¬гих сикхов, но на лбу, над переноси¬цей, складки не образуют острого уголка. Всё это объясняется религиоз¬ным запретом: им нельзя носить на¬рядные одежды и украшать себя, ибо Гуру Нанак учил простоте.

Намдхари, казалось бы, «нети¬пичные» сикхи. Они далеко не столь воинственны, как другие последова¬тели этой религии. Приверженцы секты намдхари вообще отрицают насилие, не вспыльчивы, не любят лишнего шума. Они - строгие вегетарианцы и никогда не употребляют алкогольных напитков. У сикхов¬намдхари, как и у индуистов, корова является священным животным, и относятся они к ней едва ли не с большим почтением и уважением, чем индуисты.

Но главное, что отличает их ре¬лигиозную доктрину от «основной» сикхской, - существование у сикхов¬намдхари своей династии гуру. По их мнению, линия живых гуру не закон¬чилась со смертью десятого сикхско¬го Гуру Говинда Сингха, а имеет своё продолжение. И вот на протяжении уже нескольких столетий намдхари поклоняются своим гуру, передаю¬щим этот титул по наследству, и бо¬готворят их.

И eщё один любопытный обы¬чай есть у сикхов-намдхари. Браки членов общины могут заключаться только на священной для сикхов зем¬ле Пенджаба - и нигде больше. Даже если волею судьбы кого-то из членов общины занесло далеко за пределы Индии - а секты намдхари есть и в Африке, и в Юго- Восточной Азии, ¬для совершения обряда бракосочета¬ния они непременно возвращаются в свой родной Пенджаб. Интересно и то, что с 60-х гг. XIX в. намдхари ста¬ли проводить массовые обряды бра¬косочетания, в которых участвуют не¬сколько десятков пар, а иногда их ко¬личество доходит и до ста. Эти обря¬ды, известные под названием ананд («радость»), проводятся обычно раз в год в одном из центров общины намдхари, и на них непременно при¬сутствует гуру - глава всей общины. Как и у большинства индийцев, пары обычно подбирают родители. Выбор их считается окончательным. Вся церемония проводится у священ¬ного огня, вокруг которого сидят па¬рами молодые. Старейшины поют священные мантры, готовят ритуаль¬ную еду - паршад (очень сладкую кашу из муки), которой потом обно¬сят женихов и невест. Огню прино¬сится жертва - топлёное масло, кото¬рое льют прямо в очаг. Это же масло подносят парам; кроме того, их окро¬пляют священной водой. А самый важный момент церемонии - это четыре круга, которые каждая пара должна совершить вокруг огня. Же¬них идёт впереди, ведя за собой не¬весту, при этом края их одежды свя¬заны между собой. После этого брак считается заключённым навеки. Толь¬ко смерть, полагают намдхари, смо¬жет отныне разлучить мужа и жену.

в сегодняшней Индии сикхов-¬намдхари насчитывается несколько лакхов, т. е. сотен тысяч, но более точ¬ную цифру назвать трудно.

РЕФОРМАЦИЯ в СИКХИЗМЕ

Важнейшей вехой в истории Пенд¬жаба и сикхизма была середина XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и успешного отра¬жения сикхами попыток афганско¬го правителя Ахмад-шаха Дуррани включить эту часть Индии в свои владения была провозглашена неза¬висимость Пенджаба (1765г.). Сик¬хизм становится религией самостоя¬тельного государства, возглавляемо¬го сикхскими феодалами. Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего сикхизма (включавших осуждение неприкасае¬мости, отмену обрядов самосожжения вдов - сати - и умерщвления ново¬рождённых девочек в зажиточных семьях, отказ от человекоподобных изображений божества и обожествле¬ния гуру, а также от услуг брахманов и т. д.) вызвал массовое движение за очищение религии. Возникли «стро¬гие» секты (ниранкари – «не имею¬щий формы»; намдхари, о которой уже рассказывал ось выше, и др.). Идеи этих сектантских течений получили развитие век спустя в дви¬жении за реформацию сикхизма. Оно было реакцией на изменения в жизни Пенджаба, связанные с анг¬лийской колонизацией. В стране формировались капиталистические отношения, укреплялся буржуазный национализм, расширялось просве¬тительство. Последовала реформа в управлении гурудварами. Она заклю¬чалась в отстранении от власти ма¬хантов - настоятелей храмов, поль¬зовавшихся благосклонностью анг¬личан. Колонизаторы наделяли ма¬хантов землёй, и постепенно те пре¬вратились в крупных помещиков - ¬землевладельцев, нередко преследо¬вавших личные, корыстные цели.

В 1926 г. на политическую арену Пенджаба выходит партия Акали Дал (Орден Бессмертного), сформирован¬ная по религиозно-общинному прин¬ципу и выступавшая вначале за равен¬ство мусульман, индуистов и сикхов. Влияние её заметно усилилось с 1947 г., когда в связи с предоставлени¬ем Индии независимости часть спор¬ных пограничных территорий ото¬шла к Пакистану. Тогда большинство мусульман переселились в пакистан¬ский Пенджаб, а индуисты и сикхи - ¬в индийский.

В жизни независимой Индии сикхи играют немаловажную роль. Примерно с середины 50-х гг. растёт и укрепляется национально-религи¬озное движение. В 1950-1960 гг. сик¬хи требуют создания единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 г. такой штат был создан, и боль¬шая часть индийских сикхов (около 80%) с тех пор проживает именно там. Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет около 15 млн

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»