Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Социальная направленность проповеди

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


расположились в порядке убывания значимости следующим образом: А1(посвятить свою жизнь Богу), А44(жить духовной жизнью), А32(быть честным, порядочным человеком), А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь).

Следующими по заинтересованности, примерно с равными показателями, были ценности связанные с семьей: А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А58(обеспечить счастье и здоровье ваших родителей), А73(родить и воспитать сынадочь).

Морально-этические ценности широко представлены в выборе служителей церквей ЕХБ: А21(делать добро для других людей), А41(никому не завидовать), А68(не выделяться), А64(иметь хороший характер).

Некоторое удивление вызывает частое упоминание ценностей связанных с психологическими проблемами: А65(не делать ошибок в жизни) - 54,8% служителей упомянули в разряде «важных», А45(избавиться от комплексов) - 42,7%, А3(избавиться от дурной привычки) - 46,3%, А11(не стать алкоголиком и наркоманом) - 45%.

Зато в списке главных ценностей практически не упоминаются ценности из 1 фактора (саморсуществление): «развить свои способности», «имегь хорошую работу», «каждый день открывать что-то новое», «быть первым, лучшим», «получить хорошее образование».

В целом можно сказать, что ценности выбираемые служителями вполне прогнозируемые. Они касаются правильных взаимоотношений с окружающими людьми, моральных сторон, и практически не затрагивают вопросов проявления своего «Я».

14

2. Различие ценностей по половому признаку

Прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Набор первых по распространенности семи ценностей и их порядок в иерархии у мужчин и у женщин близок, а по некоторым пунктам совпадает. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.

Ранговые места ценностей могут быть у мужчин и у женщин одинаковы, но процент разделяющих эти ценности мужчин и женщин, как правило, разнится, и зачастую эта разница достаточно информативна.

2.1 Межполовые различия

Значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного, но различия эти весьма показательны. Так, мужчины значимо чаще женщин выбирают в качестве ценности «свободу», а женщины значимо чаще мужчин «милосердие», «семью» и «здоровье». Приведенные факты как нельзя лучше иллюстрируют разницу между мужской и женской психологией, описываемую, как правило, на уровне экспертных оценок и редко изучаемую эмпирически. Не расходятся со стереотипными представлениями о мужчинах и женщинах также и статистически не значимые различия в их предпочтениях.

В данном исследовании было выявлено, что мужчины чаще женщин выбирают «законность», «порядок», «профессионализм», «успех», «достаток», и ряд других «мужских» ценностей; в то время как женщины чаще мужчин выбирают «мир», «духовность», «любовь», «дом», «согласие» и другие типично «женские» ценности.

С другой стороны обнаружено, что женщины значимо чаще мужчин выбирают следующие жизненные цели: А49 (Похудеть), входящую во 2-й фактор «внешний успех», А50 (Вести добропорядочную, нравственную жизнь), входящую в 7-й фактор «духовность и нравственность», А61 (Не стать жертвой преступления), входящую в 4-й фактор «защита я» и А79 (Не работать), входящую в 5-й фактор «аутизм». (Ментальность россиян, с. 123)

2.2 Приоритеты в настоящее время

15

Показательны в этом плане и различия между мужчинами и женщинами в структуре «самых главных в настоящее время» жизненных целей. Так, у мужчин в целом выявилась следующая иерархия семи важнейших целей: А37(0беспечить счастье моих детей) - 14, 5%, А57 (Иметь хорошую семью) — 11,8 %, А59 (Иметь хорошее здоровье) - 11,5 %, А7 (Иметь хорошую работу) — 4, 3 %, А26 (Понять смысл жизни) - 4, 0 %, А32 (Быть честным, порядочным человеком) - 3,4 %, А73 (Родить и воспитать сына/дочь) — 3,3 %.

В свою очередь, выбор женщинами единственной, самой главной жизненной цели позволил выявить следующую иерархию: А37 (Обеспечить счастье моих детей) - 24.3 %, А59 (Иметь хорошее здоровье) — 17, 0 %, А57 (Иметь хорошую семью) - 11,5 %, А73 (Родить и воспитать сына/дочь) — 3,3 %, А66 (Дать своим детям хорошее образование) — 4,7 %, А69 (Прожить интересную, яркую жизнь) — 3,2 %, А55 (Иметь материальный достаток) — 2,8 %. (Ментальность россиян, с. 123)

2.3 Анализ и выводы

Очевидно, что если три первые цели у мужчин и женщин практически совпадают, то дальнейшие ранговые места мужской и женской структур целеполагания позволяют определить и некоторую специфику этих структур. В частности, если у женщин гораздо более высокие ранговые места занимают цели, связанные с семьей и, в частности, с детьми, то у мужчин на первый план выходят цели, связанные с их самореализацией во внешнем мире.

С полученными в настоящем исследовании данными коррелируют и результаты исследования Г.Г.Силласте, полученные на выборке женщин из 6 экономических регионов России и показавшие повышение для женщин в период с 1990 по 1994 год ценности «семья». Г.Г.Силласте называет это явление «гендерным эффектом» и связывает его с попыткой женщин «...защититъ — под натиском пропаганды аморалъности и бездуховности -традщионные нравственные и моралъный ценности, символом которых для них является семъя» (Силласте, 1995).

Кроме того, женщины оказали решающее влияние на исключение ценности «труда» из 15 наиболее часто выбираемых населением ценностей. С 1995 года «труд» как ценность стал выбираться реже и мужчинами и женщинами. Но если у мужчин, даже статистически значимо снизившись, «труд» все же остался в пределах 15 ведущих ценностей, то женщины, ранее выбиравшие «труд» даже чаще, чем мужчины, теперь опустили его на 25 место в полной иерархии. (Ментальность россиян, с. 78)

16

2.4 Тождественность с ценностной ориентацией руководителей ЕХБ

Самые популярные ценности в нашем братстве находятся в сфере интересов женской половины общества. Это: «мир», «духовность», «любовь», «согласие», «вести добропорядочную жизнь», «быть порядочным человеком», «милосердие»,

Типичные мужские ценности, популярные у основной массы «сильного пола» менее популярны в среде руководства поместных церквей ЕХБ. Ценности: «законность», «профессионализм», «порядок», «успех», «достаток», «хорошая работа», «быть первым» значительно отстают от общероссийских показателей. Так, по некоторым пунктам это отставание достигает 20% от общих мужских показателей.

Практически среднероссийские показатели совпадают только у ценностей связанных с семьей и детьми. Чуть выше обычного, только пункт «обеспечить здоровье и счастье ваших родителей». Что вполне объяснимо возрастным цензом самих служителей.

На диаграммах мы можем увидеть различия в выборе ценностей мужчинами, женщинами и служителями ЕХБ.

2.5 Выводы для проповеди и ученичества

Практически каждый проповедник знает, что обычно наши проповеди находят самых благодарных слушателей в женской среде. Привычный облик христианства, для русского менталитета в особенности, связан с «милосердием». Зная особую чувствительность женских сердец, особенно старшего возраста, донести Благую Весть до них, легче, чем до мужчин. Это вполне объяснимо, так как все типичные «женские» ценности пользуются популярностью и среди руководства поместных церквей ЕХБ.

Роль женщины и ее предназначение определяются общественным мнением. Если в обществе бытует мнение, что мужчина умнее женщины, это мнение начинает довлеть над сознанием большинства женщин, которые соглашаются с ним. И в этом случае, идя на поводу этого мнения, мужчина-проповедник начинает проповедовать типичные женские ценности, ведь .в его церкви женщины составляют абсолютное большинство. Поэтому трудно представить себе в нашей реальности проповеди о профессионализме, успехе, прогрессе, труде и т.п. В книге «Пол и характер», первый перевод которой появился в 1912 году, О.Вейнингер, говоря о различиях в психологии мужчин и женщин, отметил у последних отсутствие ума, характера и воли. (Степанова, с.97) Преобладающий в церкви мужской шовинизм, выражается и в том, что мы и сейчас зачастую отказываем женщинам в этих

качествах.

Зато практически все 26 «мужских» ценностей, принадлежащих к 1 и 2 факторам «самоосуществление» и «внешний успех», не привлекательны для руководителей церквей. Возник порочный круг, когда с кафедры проповедуются «женские» ценности, а в молитвах мы просим о том, чтобы в церкви появились братья.

Тем не менее, проповедовать на «мужские» темы необходимо. Россияне, также как и россиянки, нуждаются в Иисусе Христе. Типичный образ - «плачущий» проповедник за кафедрой - отходит в прошлое. Новый облик христианства - активного, умеющего добиваться высоких целей, профессионально трудящегося, не ищущего подаяния с Запада, а умеющего зарабатывать - входит в перспективную реальность. Задача проповедника - дать этому процессу духовную основу, чтобы мужчины-лидеры не ощущали себя изгоями и лицемерами в церкви, из-за своей активной жизненной позиции.

3. Возрастные различия в формировании ценностной ориентации и целевых установок российского общества

Определенные различия в ценностных структурах отмечены и в разновозрастных группах. В проводимом исследовании для анализа, было, выделено пять возрастных групп: 1)18-25 лет

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»