Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Социальная направленность проповеди

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Скачать реферат


лет; 2)26-39 лет; 3)40-55 лет; 4)56-65 лет; 5)старше 65 лет.

3.1.1 Ценностные ориентации возрастной группы 18-25 лет

В группе 18-25 лет ценность «любовь», занимает третье место в иерархии частости упоминания. Она снижается до восьмого места во 2 группе, девятого в 3 группе, тринадцатого в 4 группе и, в конце концов, занимает двадцать четвертое место в 5 группе.

Кроме того, группу наиболее молодых респондентов характеризует и более высокие, чем у других, места ценностей «успех», «свобода», «профессионализм», «процветание», «собственность». В то же время на самых низких местах в иерархии частости упоминания у самых молодых респондентов оказались ценности «мир», «согласие», «порядок», «милосердие», «духовность». Описанная выше линейная зависимость не во всех случаях прослеживается здесь достаточно четко, однако тенденция к этой зависимости очевидна. (Ментальность россиян, с. 79)

19

3.1.2 Ценностные ориентации возрастной группы 26-39 лет

Возрастную группу 26-39 лет кроме упомянутой выше динамики характеризует отмеченное в обоих исследованиях выдвижение на первое место в иерархии частости вместо доминирующего во всех остальных группах «здоровья» ценности «семья». Следует также отметить, что ценность «достатою> занимает в этой группе третье место, тогда как в остальных - четвертое. Интересно, что именно в этой возрастной группе ценность «союз» занимает самое низкое место описываемой иерархии. Возможно, причина такого положения дел заключается в том, что слово «союз», ассоциативно связывающееся у большинства россиян с Советским Союзом, вызывает у представителей старших возрастов более приятные эмоции, а в группе 18-25-летних попросту не порождает таких ассоциаций. (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.3 Ценностные ориентации возрастной группы 40-55 лет

Людей в возрасте 40-55 лет, кроме динамики указанных в самом начале ценностей, характеризует наиболее высокое в сравнении с другими возрастными группами место в иерархии распространенности ценности «духовность». Дополнительная к общей динамике указанных выше ценностей специфика отмечена и в 4 группе (возраст 56-65 лет). (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.4 Ценностные ориентации возрастной группы 56-65 лет

Выше, чем у других, стоит здесь «законность». Выше всех стоит в этой группе в иерархии ценность «мир», а далее - «порядок». Одновременно ниже, чем у других, стоит в этой группе ценность «свобода», неподержанная также группой старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.5 Ценностные ориентации возрастной группы старше 65 лет

Группа самых пожилых выделяется в сравнении с другими самыми высокими в обоих исследованиях местами, отведенными в иерархии ценностям «милосердие» и «союз». Эта группа также делит с возрастной группой 56-65 лет наибольшую частоту выбора ценностей «мир» и «порядок».

20

Кроме того, в этой группе чаще, чем в других, выбиралась ценность «уважение к родителям». Самые низкие места в этой группе стабильно занимали «любовь», «успех», «профессионализм», «собственность» и «свобода». (Ментальность россиян, с. 81)

3.2 Возрастные различия в формировании ценностной ориентации

Отличия в структуре доминирующих жизненных ценностей разных возрастных групп рассматривались тоже лишь на 1 %-ном уровне значимости. В результате анализа полученных данных была выявлена четкая динамика, свидетельствующая об однозначной зависимости степени важности болыиинства вошедших в список целей от возраста респондентов.

3.2.1. Различия в группах

Таким образом, особо выделилась 6 группа пожилых людей, группа людей зрелого возраста и первые три группы, включающие молодых людей и людей среднего возраста. Исследование показало, что первые заметные изменения в структуре жизненных целей происходят на рубеже, отделяющем 4 и 5 возрастную группу от первых трех. Вероятно, этот возраст (в районе 45 лет) характеризуется переоценкой ценностей, в результате которой, некоторые цели, чья важность до этого и так снижалась, резко утрачивают свою актуальность для респондентов.

3.2.2. Возрастная динамика ценностной ориентации

Одновременно цели, чья важность до этого стабильно повышалась, резко усиливают

свою привлекательность. Второй возраст (в районе 65 лет), характеризующийся резким скачком снижения или повышения важности целей, связан, видимо, с резкой утратой активности и общим одряхлением организма. Большинство целей в этом возрасте вообще утрачивают свою актуальность для индивида. Указанная динамика, описывающая снижение с возрастом важности целей, была отмечена в отношении респондентов к позициям А4(развить свои способности), А6(иметь хорошего друга), А7(иметь хорошую работу), А15(найти призвание), А17(получать удовольствие от секса), А18(быть лучшим), А25(понимать жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом),

21

А30(овладеть профессией), АЗІ (получить образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А42(стать очень богатым), А47(развиваться как личность), А48(путешествовать по миру), А51 (добиться, чтобы родители не мешали), А53(сделать карьеру), А56(быть специалистом), А60(иметь хорошего сексуального партнёра), А72(найти настоящую любовь), А73(родить и воспитать ребёнка), А74(удачно жениться) и А76(иметь широкий и интересный круг общения). Обратная динамика, описывающая с той же закономерностью увеличение важности целей в соответствии с увеличением возраста, отмечена лишь в отношении к позициям А8(достойно умереть), А19(служить Родине) и А50(вести добропорядочную нравственную жизнь). (Ментальность россиян, с. 124)

3.2.3. Значимые различия в формировании ценностной ориентации

Единственными группами, постоянно показывавшими значимые отличия от других групп; были группы очень пожилых (5 группа) или очень молодых людей (1 группа). В соответствии с тенденцией увеличения или снижения важности цели с возрастом оказалось возможным выделить 4 группы целей, отношение к которым значимо отличалось в этих крайних возрастных группах от отношения всех остальных респондентов.

а) цели, которые для молодых людей оказались значимо важнее, чем для всех остальных

респондентов: А 14(каждый день открывать для себя что-то новое), А24(совершить в жизни

что-то важное), А26(понять смысл жизни) и А69(прожить интересную яркую жизнь). Следует

особо отметить, что в отношении к цели А26(понять смысл жизни) важность этой цели для

молодых (76, 7 % опрошенных) не отличается значимо от важности этой цели для людей в

возрасте 36-45 лет (72, б % опрошенных), в котором, судя по всему, начинается переоценка

ценностей.

б) цели, которые для молодых людей оказались значимо менее важны, чем для всех

остальных респондентов: А21(делать добро для других людей), А32(быть честным

порядочным человеком), А44(жить духовной жизнью) и А63(не голодать).

в) цели, которые для пожилых людей оказались значимо важнее, чем для всех остальных

респондентов: А1(посвятить свою жизнь Богу) и А44(жить духовной жизнью).

г) цели, которые для пожилых людей оказались значимо менее важны, чем для всех

остальных респондентов: А3(избавиться от дурных привычек), А9(быть смелым), А12(не

служить в армии), А28(иметь возможность побыть одному), А35(заниматься своим делом),

А43(ни от кого не зависеть), А45(избавиться от комплексов), А46(заниматься творчеством),

А52(иметь свободное время), А55(иметь достаток), А57(иметь хорошую семью), А65(не

22

делать ошибок в жизни), А69(прожить интересную жизнь), А70(быть умным) и А78(изменить свою жизнь). Количество целей значимо менее важных для стариков, нежели для остальных респондентов, отчетливо иллюстрирует резкое снижение активности и, как следствие, интереса к жизни в возрасте старше 65 лет. Особо следует здесь отметить, что в отношении респондентов к позиции А37(обеспечить счастье моих детей) значимые различия со всеми остальными группами отмечены не только в шестой, но и в пятой группе. Это показывает, что резкоё снижение беспокойства за судьбу своих детей происходит раньше, чем общее снижение интереса к жизни, т.е. в возрасте 56-65 лет. (Ментальность россиян, с. 125-126)

3.2.4. Самые важные ценности для различных возрастов

Весьма показательна для характеристики особенностей психологии разных возрастных групп и структура «самых важных в настоящее время» ценностей.

Пять первых целей возрастной группы до 25 лет выстроились в следующей иерархии (в порядке убывания важности): А57(иметъ хорошую семъю), А37(обеспечитъ счастъе своих детей), А69(прожитъ интересную жизнъ), А55(иметъ материалъный достаток), А27(сделатъ себя таким, каким хочу).

В группе 26-35 лет эта иерархия выглядит следующим образом:

А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А57(иметъ хорошую семъю), А59(иметъ хорошее здоровье), А7(иметъ хорошуюработу), А26(понятъ смысл жизни).

В группе 36-45 лет:

А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А57(иметъ хорошую семью), А59(иметъ хорошее здоровье), А7(иметъ хорошуюработу), А55(иметъ материальный достаток).

В группе 46-55 лет:

А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А59(иметъ хорошее здоровъе), А57(иметъ хорошую семъю), А32(бытъ честным человеком), А55(иметъ материалънъгй достаток).

В группе 56-65 лет:

А59(иметъ хорошее здоровъе), А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А55(иметъ материалъный достаток), А20(добитъся, чтобы государство заботилосъ обо мне

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»