Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Социальная направленность проповеди

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 



Скачать реферат


самоосуществление) оказались гораздо важнее для тех, у кого имеется высшее образование, тогда как важность абсолютного болыпинства целей, принадлежащих ко второму (внешний успех) и к третьему (служение обществу) факторам, наоборот, оказалась практически независимой от роста или снижения уровня образования. (Ментальность россиян, с. 130)

4.2.3 Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации

Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования. Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А26 (понять смысл жизни). Большинство этих людей в силу специфики полученного образования имеет в настоящее время работу, относящую их к «белым воротничкам». Такая работа, несомненно, дает им возможность размышлять о философских проблемах устройства мира. Не менее очевидно и повышенное стремление лиц, получивших кроме простого среднего дополнительное образование (техникум, вуз и т.п.), дать хорошее образование также своим детям.

Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ

«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)

33

Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование; 10 - имеют высшее светское образование; 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» - «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образѳвание.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса: «естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из «традиционалистского» ши т «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82). На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей.

34

Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования

Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы: а) имеющие неполное среднее образование и б) имеющих высшее образование. «Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности. Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литерсапуры и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессионалъный, изменяет отношент человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию». (Степанова, с. 131)

Ценности этих групп противоречат друг другу. И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы. Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов. Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей. И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам «не обремененным высшим образованием» на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

«Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем ттеллектуалъного развития человека. Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомтеюпованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение. В первую гругту вошли лгща с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лща с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием.

Сопоставление этих групп показало, что лща из первой группы значителъно уступают по уровню развитию психических фунщий и интеллекта всем осталъным. Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. (Греков, с.32)

Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией.

«Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от «енутрентх бед», поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиалъный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непрившегированных слоев. Интеллектуал ищет возможностъ придать своей жизни пронизыеающей ее «смысл» на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет «единства» с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концещию «мира» в концепцию «смысла». (Вебер, с. 206)

«Рожденный в резиновых сапогах», не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах. Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже (и то, только если он сможет найти с ними общий язык). Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь «даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей «восприимчивых к образованию», которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни. Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование». (Кумбс, с. 167)

36

5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы

В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию.(Мендра, с. 299).

5.1 Классификация профессий

Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руково-дитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, МВД, прокуратура; 5. служащий без специального образования; 6. рабочий (в том числе мастер, бригадир); 7. учащийся, студент; 8. пенсионер (неработающий), домохозяйка; 9. безработный, временно нетрудоустроен.

5.1.1. Иерархия ценностей по профессиям

А) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях других групп. При этом процент людей, отметивших «свободу», «собственность» и «процветание» как ведущие ценности значимо выше, чем аналогичный процент в болыпинстве групп. В то же время ценность «согласие» занимает более низкое место в иерархии предпринимателей, чем в иерархиях других групп, а ценности «согласие», «справедливость», «духовность» и «созидание» были выбраны значимо меньшим числом предпринимателей, чем соответственно представителями других групп. (Ментальность россиян, с. 86)

37

Б) Группа руководителей в сравнении с другими группами характеризуется более высокими местами в иерархии частости выбора ценностей «труд» и «профессионализм». Ценность «труд» получила в этой группе и наивысший по сравнению с другими группами процент выборов, значимо отличающийся от аналогичного показателя в болынинстве других групп. Высокое место «труда» в системе ценностей является, по существу, визитной карточкой данной социальной группы. (Ментальность россиян, с. 87)

В) Своеобразие группы специалистов описывается высоким местом, которые в иерархии распространенности получила ценность «достоинство» и наивысшим по сравнению с другими социальными группами процентом людей в этой группе, выбравших ценность «достоинство» как одну из девяти наиболее важных для них. (Ментальность россиян, с. 87)

Г) Аналогичная ситуация наблюдается в группе военнослужащих и работников силовых структур относительно ценности «культура». Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группами место в иерархии и собирает наибольший процент голосов. Одновременно ценность «надежда» занимает наиболее низкое место в иерархии военнослужащих и получает в этой среде наименьший процент голосов. Реже других военнослужащие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»