Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Спорные вопросы крещения Руси

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь СПб.,1914.

2.Белов А.К. Изначалие. М., 1992.

3.Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси.

Киев, 1989.

4.ВасилевскийВ.Г. Труды.Т.11.Вып.1.СПб.,1909.

5.Голубинский Е.Е. История русской церкви т.1.

М.,1901.

6.Греков Б.Д. Крещение руси // Религия и церковь в

истории России. М., 1974.

7.Златоструй. Древняя Русь М., 1990.

8.Как была крещена Русь. М., 1988.

9.Очерки по истории русской церкви.т.1. М.,1992.

10.Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М.,1988.

11"Крещение Руси" в трудах русских и советских исто-

риков. М., 1988. 336с.

12.Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийс-

ких отношений. М.,1956.

13.Никольский Н.М. История русской церкви. М-Л., 1983.

14. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической

истории Киевской Руси X-XII вв.

15.Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв.М-Л.,1959.

16.Филист Г.М. Введение христианства на Руси: предпо-

сылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988.

17.Фроянов И.Я. Исторические условия крещения Руси.

Л., 1988.

18.Православие. Христианство. Россия. М.,1992.

19.Корш Ф.Е. Владимировы Боги: Исторический очерк.

Харьков,1908.

Реферат

Спорные вопросы крещения Руси

Принятие языческой Русью христианства в Десятом веке стало бесс-

порно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную

роль в последующем политическом и экономическом развитии страны. Важ-

ность этого события не отрицает никто, Но вопрос о принятии Русью

христианства все еще остается открытым, хотя прошло уже более 1000

лет. К примеру: почему было выбрано именно православие, что связано с

отсутствием русских или иноземных описаний этого события написанных

очевидцами. Описания же этого события у более поздних авторов несут в

себе множество искажений, они даже порой противоречат друг другу.

Чем важнее политическая значимость события, тем важнее правильно

понять его суть и отчленить поздние наслоения и приписки от настоящего

события.

Когда и при каких условиях появились на Руси первые христианские

общины - мы не знаем. Обычно указывают на два крещения "росов" в девя-

том веке Около 867 года крещение приняли росы, ранее совершившие напа-

дение на Константинополь. Об этом сказано в вполне официальном доку-

менте = послании патриарха Фотия. Но неизвестно о каких росах идет

речь. О крещении росов около 886 года говорится в некоторых византийс-

ких хрониках. И тоже неизвестно, кто именно имеется в виду.

Известно так же о том, что уже в 860 году имелся экземпляр Еванге-

лия переведенного на русский язык, которое читал Кирилл. Церковный пи-

сарь Иероним, описывая события пятого века говорит, что"холода Скифии

пылают жаром новой веры", но эти слова вряд ли следует принимать

всерьез. Возможно речь идет о единичных прецедентах крещения или же

это просто литературная выдумка.

Достоверные сведения о наличии в Киеве христианской общины отно-

сятся к середине десятого века. Узнаем мы о ней из помещенного в лето-

писи договора князя Игоря с греками 944 года. Киевская знать и купцы,

участвующие в заключении договора, представляют собой две равноправные

общины - языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии именем

Перуна, а христиане в Константинополе клянутся в верности слову цер-

ковью Ильи в Киеве, а в самой столице подтверждают эту клятву в Ильин-

ской церкви. Следует отметить, что на этом этапе мы не можем выявить

каких-либо следов зависимости киевской христианской общины от Констан-

тинополя. И дружинники, и купцы - варяги и русы, противостоят грекам

без какого-либо различия по религиозному признаку.

Около 959 года, как следует из западных хронографов приняла креще-

ние по греческому обряду Ольга. Крестившись она говорила своему сыну

Святославу - "Аще ты крестишися, вси имуть тоже створити." Эти слова

говорят о том, что Ольга не видела препятствий для крещения Руси,

дело оставалось только за распоряжением князя. Но Святослава воспиты-

вали Свенельд и Асмуд, которые были язычниками, и он отказывается

креститься говоря - " Аще кто хотяще креститися не браняху, но ругаху-

ся тому." Святослав так же ссылается на дружину говоря, что она будет

не согласна на крещение.

Едва крестившись у греков Ольга, однако. направила посольство к

германскому королю Оттону I с просьбой прислать проповедников. В "коро-

левство ругов" был направлен видный проповедник Адальберт. Он достиг

Киева в 961-962 годах. Но миссионеры встретили здесь такой прием, что

едва унесли ноги, а кто-то и погиб по дороге.

Однако не смотря на несомненное наличие христианских общин на Ру-

си, она все же была языческой. Важной проблемой в осмыслении мотивов

принятия христианства является соотношение христианства и язычества.

Крупнейшим исследованием по древнерусскому язычеству является

двухтомник Б.А.Рыбакова" язычество древних славян" и "Язычество древ-

ней Руси".

Автор обстоятельно рассматривает процесс приспособления христианс-

тва к язычеству, как бы ассимилируя языческие празднества путем пере-

осмысления их символики и включения их в структуру церковной иерархии.

Десятый век - это век борьбы язычества и христианства. Как извест-

но, у славян умерших сжигали, в Поднепровье конца девятого века, осо-

бенно в верхних социальных слоях, появляются погребения с трупоположе-

ниями. Объяснить это можно либо вторжением новых этносов, либо расп-

ространением новых верований. Наибольшей трудностью для установления

природы погребений является сохранение обряда человеческих жертвопри-

ношений, точнее захоронений вместе с дружинником женщины. Поскольку

христианство такого не допускало, речь может идти о какой-то ереси не

контролируемой ни Римом, ни Константинополем. Тут следует предположить

связи с Моравией.

Язычество в целом ближе в природе, чем христианство, поскольку для

древнего человека основной была именно проблема взаимоотношений с при-

родой. Язычество оставалось неистребимым потому, что в нем отражался

весь жизненный путь крестьянина-общинника- Цикл сельскохозяйственных

работ, домашний быт, сельские сходы, свадьбы, похороны. Но с усложне-

нием общественных отношений, с расколом общества на классы все более и

более сильно начинает ощущаться потребность в религии, которая бы не

противоречила, а наоборот сглаживала все возникающие противоречия. Та-

ковой религией явилось христианство. По языческим понятиям человек в

загробной жизни будет иметь такое же положение, как и в земной, поэто-

му язычество противилось классовому разделению. В христианстве же го-

ворится, что несмотря на классовые различия все люди равны перед судом

Божьим в своих грехах и воздаяния в мире ином они получат именно за

грехи свои, причем " благословенны нищие духом, ибо они унаследуют

царствие небесное".

Единый Бог объединяет всех христиан, тогда как пантеон языческих

Богов очень разношерстен. Нет единого всеми почитаемого Бога, который

объединял бы верования всех язычников. А такое множество Богов вовсе

не способствовало централизации власти.

Став единоличным правителем на Руси, Владимир, очевидно, хорошо

представлял себе сложившуюся ситуацию. Он решает провести реформу. "

Постави кумиры на холму вне двора теремного..." - приказывает он. При

этом выносится туда шесть Божеств, а Перун как бы выделяется среди

них. "Из того, что эти кумиры были поставлены вне двора теремного, -

пишет профессор Корш (Корш Ф.Е. Владимировы Боги. Исторический очерк.

Харьков,1908.С.2.), по-видимому, следует, что они предназначались для

общественного поклонения."Но Владимир выносит своего дружинного Бога

Перуна предназначая его для общественного поклонения, т.е. он объявил

свой военно-племенной культ общим культом." Под горой внизу стоял Во-

лос, Бог всей Руси, выше его значительнее, уже тоже для всей Руси,на

холме стал возвышаться и был теперь издалека виден

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»