Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Спорные вопросы крещения Руси

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


виден Перун, окруженный

сонмом других Богов" ( Е.В.Аничков Язычество и Древняя Русь.

СПб.,1914.С.320.).

Когда установил свой пантеон Владимир, сделал отчаянную попытку

борьбы с наступающим христианством. Он навязывает свой культ Перуна,

обставляя его другими Богами, т.к. он еще слишком немощен. то боги

разноплеменного состава.

Но реформа оказалась неудачной. И необходимость принятия новой ве-

ры стала для Владимира очевидной.

Но почему он выбирает именно христианство? И почему крестится по

греческому образцу? Какое влияние на формирование русской церкви ока-

зали другие христианские ветви? Эти и многие другие вопросы представ-

ляют огромный интерес для исследователей этого периода уже многие го-

ды.

В "Повести временных лет" существует несколько различных легенд

связанных с событиями крещения Руси. В ней указывается на выбор Влади-

миром веры. И действительно, отказавшись от языческих верований Влади-

миру предстояло выбрать для себя и соответственно для всей Руси новую

веру. Во всех религиях того времени главным была обрядность. Только

участием в жертвоприношениях, а на Востоке еще и соблюдением обстоя-

тельнейших предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было

доказать принадлежность к определенной религии. В то время как Рим и

Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система

религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не

знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприно-

шений. Отрицая, таким образом, все национальные религии и общую им

всем обрядность и обращаясь ко всем народам без исключения, христианс-

тво само становится первой возможной мировой религией. В государствах

Востока язычество трансформировалось в идеологическое прикрытие деспо-

тизма оторванной от народа власти, а стремление к монотеизму удовлет-

воряло именно потребности иерархически выстроенной деспотической влас-

ти. Именно таковым был и монотеизм иудаизма.

Есть возможность принять различные верования. В "Речи философа"

князь выслушивает послов от различных религиозных течений, но прямого

ответа не дает. Владимир созывает бояр и старцев градских и сообщает о

предложениях болгар, немцев, иудеев и греков. Совет бояр и посольство

из 10 человек направленное в Волжскую Болгарию, в "Немци", а затем в

Царьград, описаны схематично. Ездили ли послы в "Немци" на самом деле

или это сочинил летописец установить невозможно. Только описание скуч-

ной службы действительности не соответствует - служба католическая как

известно превосходит по пышности греческую, а пение в церкви сближает

русскую церковь именно с западной, а не с византийской. На западе же

музыкальному сопровождению особое внимание уделяли ирландцы, о которых

ниже будет особый разговор. Рассказ о посольствах должен был подчерк-

нуть преимущество византийского богослужения и соответственно опреде-

лить выбор. "Где крещение приимем?" спрашивает Влалимир бояр. "Где ти

любо",- отвечают они ему.

В большинстве исследований от условиях и обстоятельствах "крещения

Руси" исходят из представления о двух христианских центрах - Констан-

тинополе и Риме. На таком представлении также лежит печать последующей

конфронтации этих двух центров, как бы поделивших на зоны влияния весь

христианский мир. Между тем в рассматриваемый мною период положение в

Европе было намного более сложным. Еще не утратила своего влияния сво-

еобразная ирландская церковь, миссионеры которой с VI века наводняли

почти все страны Северной и Центральной Европы, еще не исчезли арианс-

кие общины - господствующий вариант христианства в эпоху Великого пе-

реселения народов.

И арианство и ирландская церковь в Европе практически совершенно

не изучены. И с тем и с другим боролись обе церкви, особенно римская.

Пока никто из специалистов не пытался использовать для изучения

истоков христианства каменные кресты, рассеянные по всему северо-запа-

ду Руси. А у них находится параллель в Ирландии, причем на Руси кресты

явно уступают ирландским образцам, отличающимся богатыми и разнообраз-

ными резными орнаментами. Ирландскими по происхождению, как это отме-

тил М.Ф.Мурьянов, являются и колокола рано, в отличие от Византии, по-

явившиеся в русских церквях.

Проявлением ирландского влияния может служить сказание о начале

Печерского монастыря (1051 год летописи). Существуют три версии начала

монастыря: Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, и "Повесть

временных лет". В Несторовом житии, в частности сказано,что монастырь

был создан, когда к Антонию собралось 15 человек.По повести же их было

12. Это небольшое расхождение может иметь принципиальное значение, так

как только устав ирландской церкви требовал для открытия монастыря на-

личия 12 иноков.

Наступление Рима на ирландскую церковь приняло тотальных характер

при Григории VII(1073-1085). На приверженцев ирландско-британской

церкви натравливались полуразбойничьи отряды Вильгельма Нормандского,

завоевавшего Британию в 1066 году.

Борьба Рима с арианством в действительности началась раньше, а за-

вершилась позже. Арианство было"Домашней" проблемой Рима. Арианами бы-

ли завоевавшие Италию готы, а затем лангобарды. Арианства придержива-

лись вандалы, аланы,руги и другие племена, населявшие область Среднего

Подунавья. В самом арианстве было много течений.

И ирландское христианство, и арианство сохраняли многие черты ран-

него христианства, в частности демократические формы организации. Ир-

ландскую церковь римская церковь упрекала в пелагианстве - том самом

течении, которое Н.К.Никольский обнаружил в раннем русском христианс-

тве. Пелагий отстаивал свободу каждого человека и способность его без

участия церкви достичь "спасения" путем добрых дел. Ариане также не

знали церковной субординации. Община выбирала епископа, а совет епис-

копов решал общие дела. Арианство потому и усваивалось на стадии воен-

ной демократии, что власть в это время еще не оторвалась окончательно

от общества, не противопоставила себя ему.

Интересно, что именно арианский символ веры помещен в "Повесть

временных лет".Но обычно этот вопрос объясняли ошибками переписчиков.

На спор о летописном символе веры, который зародился еще в конце прош-

лого столетия, неизбежно накладывало отпечаток представление о святос-

ти Владимира, поэтому само погружение в исследование этого вопроса

могло выглядеть как покушение на авторитет равноапостольного князя.

Разница в словах "единосущный" и "подобосущный" в греческом языке зак-

лючается в всего одной букве, однако имеет принципиально важное отли-

чие. Первый Никейский собор ввел понятие единосущность, а ариане наро-

чито говорили подобосущность. В летописи, как это отметил П.Заболотс-

кий, отмечается не только подобосущие, но и старшинство Бога Отца -

либо во времени, либо по отношению к двум другим ипостасям.

В конечном счете именно вопрос об арианстве является стержневым в

понимании взаимосвязи древне русского христианства с кирилло-мефодиев-

ской традицией. В "Написании о правой вере" говориться, Что Кириллу

пришлось бороться с "арианским неистовством", "савелианским неистовс-

твом", с "тщеглашением" о втором лице Троицы.

Савелианство - это павликианство. Ссылками на апостола Павла эта

ересь активно отвергала насаждавшуюся Римом и Константинополем церков-

ную иерархию. В этом плане ариане становились естественными союзниками

павликиан. У западных славян к тому же особый культ апостола Павла как

просветителя Иллирии - предполагаемой прародины славян. Почва для пав-

ликианства здесь была благодатной. У арианства же здесь были и глубо-

кие исторические корни.

Существенно, что в Македонии, где эта ересь была особенно сильна,

получает распространение глаголическая письменность, которую позднее

римская церковь будет называть "готским" письмом и видеть в ней тайно-

пись ариан.

Ариан в папских документах чаще всего называли готами.У Фомы

Сплитского приводится рассказ, в котором славяне отождествляются с

"готами".

Именно в свете указанных фактов особое значение приобретает "Пос-

лание епископа краковского Матвея Бергарду Клервоскому". Дав ревност-

ных католика обменивались посланиями в поисках аргументов

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»