←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
виден Перун, окруженный
сонмом других Богов" ( Е.В.Аничков Язычество и Древняя Русь.
СПб.,1914.С.320.).
Когда установил свой пантеон Владимир, сделал отчаянную попытку
борьбы с наступающим христианством. Он навязывает свой культ Перуна,
обставляя его другими Богами, т.к. он еще слишком немощен. то боги
разноплеменного состава.
Но реформа оказалась неудачной. И необходимость принятия новой ве-
ры стала для Владимира очевидной.
Но почему он выбирает именно христианство? И почему крестится по
греческому образцу? Какое влияние на формирование русской церкви ока-
зали другие христианские ветви? Эти и многие другие вопросы представ-
ляют огромный интерес для исследователей этого периода уже многие го-
ды.
В "Повести временных лет" существует несколько различных легенд
связанных с событиями крещения Руси. В ней указывается на выбор Влади-
миром веры. И действительно, отказавшись от языческих верований Влади-
миру предстояло выбрать для себя и соответственно для всей Руси новую
веру. Во всех религиях того времени главным была обрядность. Только
участием в жертвоприношениях, а на Востоке еще и соблюдением обстоя-
тельнейших предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было
доказать принадлежность к определенной религии. В то время как Рим и
Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система
религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не
знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприно-
шений. Отрицая, таким образом, все национальные религии и общую им
всем обрядность и обращаясь ко всем народам без исключения, христианс-
тво само становится первой возможной мировой религией. В государствах
Востока язычество трансформировалось в идеологическое прикрытие деспо-
тизма оторванной от народа власти, а стремление к монотеизму удовлет-
воряло именно потребности иерархически выстроенной деспотической влас-
ти. Именно таковым был и монотеизм иудаизма.
Есть возможность принять различные верования. В "Речи философа"
князь выслушивает послов от различных религиозных течений, но прямого
ответа не дает. Владимир созывает бояр и старцев градских и сообщает о
предложениях болгар, немцев, иудеев и греков. Совет бояр и посольство
из 10 человек направленное в Волжскую Болгарию, в "Немци", а затем в
Царьград, описаны схематично. Ездили ли послы в "Немци" на самом деле
или это сочинил летописец установить невозможно. Только описание скуч-
ной службы действительности не соответствует - служба католическая как
известно превосходит по пышности греческую, а пение в церкви сближает
русскую церковь именно с западной, а не с византийской. На западе же
музыкальному сопровождению особое внимание уделяли ирландцы, о которых
ниже будет особый разговор. Рассказ о посольствах должен был подчерк-
нуть преимущество византийского богослужения и соответственно опреде-
лить выбор. "Где крещение приимем?" спрашивает Влалимир бояр. "Где ти
любо",- отвечают они ему.
В большинстве исследований от условиях и обстоятельствах "крещения
Руси" исходят из представления о двух христианских центрах - Констан-
тинополе и Риме. На таком представлении также лежит печать последующей
конфронтации этих двух центров, как бы поделивших на зоны влияния весь
христианский мир. Между тем в рассматриваемый мною период положение в
Европе было намного более сложным. Еще не утратила своего влияния сво-
еобразная ирландская церковь, миссионеры которой с VI века наводняли
почти все страны Северной и Центральной Европы, еще не исчезли арианс-
кие общины - господствующий вариант христианства в эпоху Великого пе-
реселения народов.
И арианство и ирландская церковь в Европе практически совершенно
не изучены. И с тем и с другим боролись обе церкви, особенно римская.
Пока никто из специалистов не пытался использовать для изучения
истоков христианства каменные кресты, рассеянные по всему северо-запа-
ду Руси. А у них находится параллель в Ирландии, причем на Руси кресты
явно уступают ирландским образцам, отличающимся богатыми и разнообраз-
ными резными орнаментами. Ирландскими по происхождению, как это отме-
тил М.Ф.Мурьянов, являются и колокола рано, в отличие от Византии, по-
явившиеся в русских церквях.
Проявлением ирландского влияния может служить сказание о начале
Печерского монастыря (1051 год летописи). Существуют три версии начала
монастыря: Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, и "Повесть
временных лет". В Несторовом житии, в частности сказано,что монастырь
был создан, когда к Антонию собралось 15 человек.По повести же их было
12. Это небольшое расхождение может иметь принципиальное значение, так
как только устав ирландской церкви требовал для открытия монастыря на-
личия 12 иноков.
Наступление Рима на ирландскую церковь приняло тотальных характер
при Григории VII(1073-1085). На приверженцев ирландско-британской
церкви натравливались полуразбойничьи отряды Вильгельма Нормандского,
завоевавшего Британию в 1066 году.
Борьба Рима с арианством в действительности началась раньше, а за-
вершилась позже. Арианство было"Домашней" проблемой Рима. Арианами бы-
ли завоевавшие Италию готы, а затем лангобарды. Арианства придержива-
лись вандалы, аланы,руги и другие племена, населявшие область Среднего
Подунавья. В самом арианстве было много течений.
И ирландское христианство, и арианство сохраняли многие черты ран-
него христианства, в частности демократические формы организации. Ир-
ландскую церковь римская церковь упрекала в пелагианстве - том самом
течении, которое Н.К.Никольский обнаружил в раннем русском христианс-
тве. Пелагий отстаивал свободу каждого человека и способность его без
участия церкви достичь "спасения" путем добрых дел. Ариане также не
знали церковной субординации. Община выбирала епископа, а совет епис-
копов решал общие дела. Арианство потому и усваивалось на стадии воен-
ной демократии, что власть в это время еще не оторвалась окончательно
от общества, не противопоставила себя ему.
Интересно, что именно арианский символ веры помещен в "Повесть
временных лет".Но обычно этот вопрос объясняли ошибками переписчиков.
На спор о летописном символе веры, который зародился еще в конце прош-
лого столетия, неизбежно накладывало отпечаток представление о святос-
ти Владимира, поэтому само погружение в исследование этого вопроса
могло выглядеть как покушение на авторитет равноапостольного князя.
Разница в словах "единосущный" и "подобосущный" в греческом языке зак-
лючается в всего одной букве, однако имеет принципиально важное отли-
чие. Первый Никейский собор ввел понятие единосущность, а ариане наро-
чито говорили подобосущность. В летописи, как это отметил П.Заболотс-
кий, отмечается не только подобосущие, но и старшинство Бога Отца -
либо во времени, либо по отношению к двум другим ипостасям.
В конечном счете именно вопрос об арианстве является стержневым в
понимании взаимосвязи древне русского христианства с кирилло-мефодиев-
ской традицией. В "Написании о правой вере" говориться, Что Кириллу
пришлось бороться с "арианским неистовством", "савелианским неистовс-
твом", с "тщеглашением" о втором лице Троицы.
Савелианство - это павликианство. Ссылками на апостола Павла эта
ересь активно отвергала насаждавшуюся Римом и Константинополем церков-
ную иерархию. В этом плане ариане становились естественными союзниками
павликиан. У западных славян к тому же особый культ апостола Павла как
просветителя Иллирии - предполагаемой прародины славян. Почва для пав-
ликианства здесь была благодатной. У арианства же здесь были и глубо-
кие исторические корни.
Существенно, что в Македонии, где эта ересь была особенно сильна,
получает распространение глаголическая письменность, которую позднее
римская церковь будет называть "готским" письмом и видеть в ней тайно-
пись ариан.
Ариан в папских документах чаще всего называли готами.У Фомы
Сплитского приводится рассказ, в котором славяне отождествляются с
"готами".
Именно в свете указанных фактов особое значение приобретает "Пос-
лание епископа краковского Матвея Бергарду Клервоскому". Дав ревност-
ных католика обменивались посланиями в поисках аргументов
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|