←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
аргументов для органи-
зации крестового похода против славян, который состоялся в 1147 году.
Главным же обвинением являлось не язычество их, а приверженность вере
"рутенов", отличавшейся не только от римского, но и от константино-
польского вероисповедания. Суть обвинений - это "тщеглашение", о вто-
ром лице Троицы, которое характерно для ариан.
Таким образом влияние на русскую церковную организацию ирландской
и арианской церквей несомненно. Становится понятным, что не только ка-
толическая и православная церкви, не только Рим и Константинополь бо-
ролись за влияние на Руси.
Несомненно активное участие в христианизации Древней Руси и бол-
гарского Духовенства. В 60-х годах девятого века В Болгарии, как и в
Моравии, также шло распространение христианства, насаждавшегося Кирил-
лом и Мефодием. При достаточно тесных торговых связях между Киевом и
Прагой, действовавших почти регулярно, несомненно и проникновение
христианских миссионеров из этих западнославянских стран на Русь. Сле-
дует иметь ввиду, что Русь лежала на большом торговом пути, соединяв-
шем в ту пору множество городов. Это способствовало распространению на
Руси новых религиозных течений. Наряду с этим вероятна и активность
латинских миссионеров, приходивших уже в ту пору на Русь с севера и
северо-запада.
Итак в середине IX века христианская вера, вытеснявшая мало-помалу
древние религиозные представления, проникла в Русь со всех сторон.
Объяснялось это прежде всего тем, что в процессе общеисторического
развития славянских племен Восточной Европы создались социальные пред-
посылки, которые требовали формирования новой идеологии. Пришла пора
"крещения Руси".
В "Повести временных лет" через примерно 100 лет после события су-
ществует уже множество версий крещения Руси. Но прежде чем говорить о
них мне представляется немаловажным вкратце описать политическое поло-
жение Византии на момент принятия Русью христианства.
Византию того времени раздирали междоусобные войны, кроме того
свирепствовало восстание болгарское. Оно готовилось еще при правлении
Цимисхия и вспыхнуло при первой вести об его смерти. Василий II предп-
ринял военный поход против болгар. Но вследствие измены и предательст-
ва византийских феодалов первое его самостоятельное выступление закон-
чилось неудачей. В 986году войска Василия были разбиты. После этого у
Византии была отвоевана вся восточная Болгария., В руки Самуила- пред-
водителя восставших попал и крупнейший византийский порт на Адриати-
ческом море - Диррахий.
Василий был бессилен теперь предпринять что-либо против болгар,
так как в этом же году снова началось восстание малоазиатских феода-
лов, на этот раз под предводительством Варды Фоки.
Находясь в такой критической обстановке, Василий II был вынужден
купить дружбу халифов и обратиться за помощью к русскому князю Влади-
миру. Ценные сведения об этом сохранил Яхья Антиохийский, который в
следующих словах описывает критическое положение Василия:"И стало
опасным дело его, по причине войска и победы, истощились его богатс-
тва, и побудила его нужда послать ы царю руссов - а они его враги, -
чтобы просить помочь ему в настоящем положении, и согласился на это. И
заключили они между собою договор о сватовстве и женитьбе царя руссов
на сестре царя Василия после того, как он поставил ему условие, чтобы
крестился он и весь народ его страны, а они народ великий. И не при-
числяли тогда себя руссы ни к какому закону и не признавали никакой
веры. И послал ему Царь Василий впоследствии митрополитов и епископов,
а те окрестили царя и всех, кого обнимала его земля, и отправил к нему
сестру свою, и поставили они многие церкви в стране руссов. И когда
решено было между ними дело о браке, прибыли войска руссовы и соедини-
лись с войсками греков, какие были у царя Василия, и отправились на
борьбу с Вардой Фокой морем и сушей к Хрисополю. И победили Фоку".
Василевский В.Г. предположил, что византийское посольство появи-
лось в Киеве уже вскоре после разгрома болгарами войск Василия в 986
году ( Василевский В.Г. Труды. т.11 С.88).К этому году "Повесть вре-
менных лет" относит прибытие греческого посольства, по ее словам, с
чисто миссионерскими целями.
По договору 971 года Русь обязалась помогать Византии в случае на-
падения на нее. Но Владимир, как и его отец Святослав не желал высту-
пать в качестве простой наемной силы. За военную помощь, которую он
готов был предоставить, он потребовал высокое вознаграждение - руку
сестры императора. Это означала по-существу, что византийцы должны
признать русского князя равным им. Критическое положение Василия выну-
дило его уступить домогательствам русского князя. Он объявил, что го-
тов отдать ему в жены Анну, при условии крещения того. Почва для при-
нятия христианства была уже достаточно подготовлена и Владимир принял
условие Василия и без промедления послал 6000 отряд варягов в Констан-
тинополь. Появление его в Византии следует датировать во всяком случае
не позже апреля 988 года, так как еще в апреле Василий считал свое по-
ложение чрезвычайно тяжелым. Первой битвой в которой приняли участие
русские на стороне Византии была битва при Хрисополе. Ученые расходят-
ся в ее датировке. Некоторые относят ее к марту, а другие в лету 988
года. Последняя точка зрения подтверждается русскими источниками. По
сообщению "Памяти и похвалы", Владимир на следующее лето после креще-
ния "к порогам ходи". Прибытие русских в Константинополь подтверждает-
ся и свидетельствами армянского историка Асохика, который сообщает,
что битва при Хрисополе имела место в 988 году. Византийские источники
дают лишь очень краткое описание победы над Вардой Фокой при помощи
русских. Так Лев Диакон ничего не говорит об этом.
После победы в Хрисополе Василий возвращается в Константинополь,
чтобы подготовиться к решительной борьбе. Благодаря помощи русских Ва-
силий II избег политической, а может быть и физической смерти и сохра-
нил трон. Но, избавившись от противника, он вовсе не спешил выполнять
свои обещания.
Тогда в 989 году Владимир осадил византийскую твердыню - Херсонес,
который в это время не мог ожидать никакой помощи. и взял его. Сопос-
тавляя данные Льва Диакона о небесных явлениях 989 года с сообщениями
яхьи и аль-Мекина, можно установить, что Херсонес был взят русскими
в 989 году, в промежутке времени между апрелем и половиной июня.
Взятие Херсонеса было событием чрезвычайно важным и неожиданно вы-
явило для Византии нового врага в лице недавнего союзника. Теперь им-
ператор вынужден был выполнить условия, на которые раньше он дал сог-
ласие.
По сообщению "Повести временных лет" крещение Владимира осущест-
влялось поздним летом или осенью в Херсонесе присланными вместе с Ан-
ной византийскими церковниками. Летописи различно называют церковь а
которой крестился Владимир.
Но известно, что в "Памяти и похвале" сказано, что Владимир "по
сятем крещении пожи блаженный Володимер 28 лет. На другое лето по кре-
щении к порогам ходи, на третье лето Корсунь город взя". Но ни вышеу-
казанный источник, ни какие-либо другие не сообщают ничего о действиях
Владимира по христианизации Руси до 989 года. Только после взятия Хер-
сонеса Владимир повез с собой священников в Киев и начал активно про-
водить христианизацию Руси. В этом мних Иаков согласен в "Повестью
временных лет". Руководствуясь этими данными некоторые ученые считают
безосновательным предполагать, что крещения Руси произошло до 989 го-
да.
М.Д.Приселков придерживается иного мнения, он склонен больше дове-
рять "Древнейшему своду 1039 года" в котором говориться, что Владимир
крестился в 987 году,т.е. за два года до корсуньской версии. В осталь-
ном все остается таким же. Только помощь Византии киевский князь ока-
зывает уже будучи христианином. Он предполагает, что переговоры состо-
явшиеся между Владимиром и Василием после взятия первым Корсуня содер-
жали в себе видоизмененные требования. Владимиру в жены отдавалась Ан-
на, а вопрос об устройстве русской церкви уже крещеного народа оста-
вался открытым.Едва ли византийские политики просто так отказались при-
общить русскую паству к византийскому христианству, значит против был
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|