Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Спорные вопросы крещения Руси

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


аргументов для органи-

зации крестового похода против славян, который состоялся в 1147 году.

Главным же обвинением являлось не язычество их, а приверженность вере

"рутенов", отличавшейся не только от римского, но и от константино-

польского вероисповедания. Суть обвинений - это "тщеглашение", о вто-

ром лице Троицы, которое характерно для ариан.

Таким образом влияние на русскую церковную организацию ирландской

и арианской церквей несомненно. Становится понятным, что не только ка-

толическая и православная церкви, не только Рим и Константинополь бо-

ролись за влияние на Руси.

Несомненно активное участие в христианизации Древней Руси и бол-

гарского Духовенства. В 60-х годах девятого века В Болгарии, как и в

Моравии, также шло распространение христианства, насаждавшегося Кирил-

лом и Мефодием. При достаточно тесных торговых связях между Киевом и

Прагой, действовавших почти регулярно, несомненно и проникновение

христианских миссионеров из этих западнославянских стран на Русь. Сле-

дует иметь ввиду, что Русь лежала на большом торговом пути, соединяв-

шем в ту пору множество городов. Это способствовало распространению на

Руси новых религиозных течений. Наряду с этим вероятна и активность

латинских миссионеров, приходивших уже в ту пору на Русь с севера и

северо-запада.

Итак в середине IX века христианская вера, вытеснявшая мало-помалу

древние религиозные представления, проникла в Русь со всех сторон.

Объяснялось это прежде всего тем, что в процессе общеисторического

развития славянских племен Восточной Европы создались социальные пред-

посылки, которые требовали формирования новой идеологии. Пришла пора

"крещения Руси".

В "Повести временных лет" через примерно 100 лет после события су-

ществует уже множество версий крещения Руси. Но прежде чем говорить о

них мне представляется немаловажным вкратце описать политическое поло-

жение Византии на момент принятия Русью христианства.

Византию того времени раздирали междоусобные войны, кроме того

свирепствовало восстание болгарское. Оно готовилось еще при правлении

Цимисхия и вспыхнуло при первой вести об его смерти. Василий II предп-

ринял военный поход против болгар. Но вследствие измены и предательст-

ва византийских феодалов первое его самостоятельное выступление закон-

чилось неудачей. В 986году войска Василия были разбиты. После этого у

Византии была отвоевана вся восточная Болгария., В руки Самуила- пред-

водителя восставших попал и крупнейший византийский порт на Адриати-

ческом море - Диррахий.

Василий был бессилен теперь предпринять что-либо против болгар,

так как в этом же году снова началось восстание малоазиатских феода-

лов, на этот раз под предводительством Варды Фоки.

Находясь в такой критической обстановке, Василий II был вынужден

купить дружбу халифов и обратиться за помощью к русскому князю Влади-

миру. Ценные сведения об этом сохранил Яхья Антиохийский, который в

следующих словах описывает критическое положение Василия:"И стало

опасным дело его, по причине войска и победы, истощились его богатс-

тва, и побудила его нужда послать ы царю руссов - а они его враги, -

чтобы просить помочь ему в настоящем положении, и согласился на это. И

заключили они между собою договор о сватовстве и женитьбе царя руссов

на сестре царя Василия после того, как он поставил ему условие, чтобы

крестился он и весь народ его страны, а они народ великий. И не при-

числяли тогда себя руссы ни к какому закону и не признавали никакой

веры. И послал ему Царь Василий впоследствии митрополитов и епископов,

а те окрестили царя и всех, кого обнимала его земля, и отправил к нему

сестру свою, и поставили они многие церкви в стране руссов. И когда

решено было между ними дело о браке, прибыли войска руссовы и соедини-

лись с войсками греков, какие были у царя Василия, и отправились на

борьбу с Вардой Фокой морем и сушей к Хрисополю. И победили Фоку".

Василевский В.Г. предположил, что византийское посольство появи-

лось в Киеве уже вскоре после разгрома болгарами войск Василия в 986

году ( Василевский В.Г. Труды. т.11 С.88).К этому году "Повесть вре-

менных лет" относит прибытие греческого посольства, по ее словам, с

чисто миссионерскими целями.

По договору 971 года Русь обязалась помогать Византии в случае на-

падения на нее. Но Владимир, как и его отец Святослав не желал высту-

пать в качестве простой наемной силы. За военную помощь, которую он

готов был предоставить, он потребовал высокое вознаграждение - руку

сестры императора. Это означала по-существу, что византийцы должны

признать русского князя равным им. Критическое положение Василия выну-

дило его уступить домогательствам русского князя. Он объявил, что го-

тов отдать ему в жены Анну, при условии крещения того. Почва для при-

нятия христианства была уже достаточно подготовлена и Владимир принял

условие Василия и без промедления послал 6000 отряд варягов в Констан-

тинополь. Появление его в Византии следует датировать во всяком случае

не позже апреля 988 года, так как еще в апреле Василий считал свое по-

ложение чрезвычайно тяжелым. Первой битвой в которой приняли участие

русские на стороне Византии была битва при Хрисополе. Ученые расходят-

ся в ее датировке. Некоторые относят ее к марту, а другие в лету 988

года. Последняя точка зрения подтверждается русскими источниками. По

сообщению "Памяти и похвалы", Владимир на следующее лето после креще-

ния "к порогам ходи". Прибытие русских в Константинополь подтверждает-

ся и свидетельствами армянского историка Асохика, который сообщает,

что битва при Хрисополе имела место в 988 году. Византийские источники

дают лишь очень краткое описание победы над Вардой Фокой при помощи

русских. Так Лев Диакон ничего не говорит об этом.

После победы в Хрисополе Василий возвращается в Константинополь,

чтобы подготовиться к решительной борьбе. Благодаря помощи русских Ва-

силий II избег политической, а может быть и физической смерти и сохра-

нил трон. Но, избавившись от противника, он вовсе не спешил выполнять

свои обещания.

Тогда в 989 году Владимир осадил византийскую твердыню - Херсонес,

который в это время не мог ожидать никакой помощи. и взял его. Сопос-

тавляя данные Льва Диакона о небесных явлениях 989 года с сообщениями

яхьи и аль-Мекина, можно установить, что Херсонес был взят русскими

в 989 году, в промежутке времени между апрелем и половиной июня.

Взятие Херсонеса было событием чрезвычайно важным и неожиданно вы-

явило для Византии нового врага в лице недавнего союзника. Теперь им-

ператор вынужден был выполнить условия, на которые раньше он дал сог-

ласие.

По сообщению "Повести временных лет" крещение Владимира осущест-

влялось поздним летом или осенью в Херсонесе присланными вместе с Ан-

ной византийскими церковниками. Летописи различно называют церковь а

которой крестился Владимир.

Но известно, что в "Памяти и похвале" сказано, что Владимир "по

сятем крещении пожи блаженный Володимер 28 лет. На другое лето по кре-

щении к порогам ходи, на третье лето Корсунь город взя". Но ни вышеу-

казанный источник, ни какие-либо другие не сообщают ничего о действиях

Владимира по христианизации Руси до 989 года. Только после взятия Хер-

сонеса Владимир повез с собой священников в Киев и начал активно про-

водить христианизацию Руси. В этом мних Иаков согласен в "Повестью

временных лет". Руководствуясь этими данными некоторые ученые считают

безосновательным предполагать, что крещения Руси произошло до 989 го-

да.

М.Д.Приселков придерживается иного мнения, он склонен больше дове-

рять "Древнейшему своду 1039 года" в котором говориться, что Владимир

крестился в 987 году,т.е. за два года до корсуньской версии. В осталь-

ном все остается таким же. Только помощь Византии киевский князь ока-

зывает уже будучи христианином. Он предполагает, что переговоры состо-

явшиеся между Владимиром и Василием после взятия первым Корсуня содер-

жали в себе видоизмененные требования. Владимиру в жены отдавалась Ан-

на, а вопрос об устройстве русской церкви уже крещеного народа оста-

вался открытым.Едва ли византийские политики просто так отказались при-

общить русскую паству к византийскому христианству, значит против был

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»