←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
русский князь.
Но так или иначе, началась христианизация Руси, которая проходила
успешно, встречая лишь разрозненные попытки сопротивления. то доказы-
вает, что господствующий класс на Руси в целом был заинтересован в ее
крещении и что он был достаточно сильным и властным, чтобы провести
христианизацию в жизнь. Распространение новой веры в такой обширной
стране, какой была уже в ту пору Русь, не могло быть единовременнным
актом и к тому же делом одного миссионера или епископа. Это был доста-
точно длительный процесс, в развитии которого главную роль играла не
проповедь миссионеров, а то обстоятельство, что на основе складываю-
щихся новых феодальных отношений возникала и новая идеология и христи-
анство освящало эти новые отношения.
Если бы в христианизации были заинтересованы только единицы, то
принятие христианства в качестве государственной религии было бы не
возможно. Но памятуя сказанное мною ранее легко можно понять, что пре-
дыдущая история Древнерусского государства уже создала для этого дос-
таточно прочную базу* В летописи рассказывается, что Владимир, "любя
дружину, и с ними думал о строе землянем, и о ратех. и о уставе земля-
нем". Летописи свидетельствуют, что ни одно решение по более или менее
существенному вопросу не могло быть принято без учета князем мнения
совета дружины. Владимир также "созва бояре и старцы, и реша бояре и
старцы".
Но отказавшись от византийской модели церковной иерархии Владимир
отнюдь не избавился от этой проблемы. Ему, таким образом нужна была
церковная иерархия во что бы то ни стало.
Мы ничего не знаем о том, как искал выход из сложившегося положе-
ния Владимир, обращался ли он на Запад, но терпел неудачу, или не об-
ращался туда вовсе. Но есть возможность предполагать, что модель цер-
ковного устройства он смог найти в державе Самуила,т.е. в Болгарии.
Такого мнения придерживается вышеупомянутый М.Д.Приселков. Он раз-
рабатывает эту теорию р своей книге Очерки по церковно-политической
истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913.
Если исходить из этого предположения, то становиться понятно, по-
чему не Яхья, не "Древнейший свод 1039 года" не упоминают об устройс-
тве церковной иерархии на Руси сразу после крещения. Это предположение
находит ряд косвенных подтверждений из нового Болгарского государства
Самуила.
Из сыновей Владимира мы особенно подробно знаем историю Бориса и
Глеба. Если сделать нехитрые расчеты, то мы вправе предположить, что
они родились уже после крещения Владимира, а следовательно, исходя из
нашего предположения они должны были быть крещены по болгарскому обы-
чаю. После крещения они получили имена Роман и Давид, а в то время
имена давались не просто так, а в честь кого-то.
А нам известно, что сын царя Петра - Роман бежал из Константинопо-
ля на родину и был провозглашен царем. По времени это было между 976 и
997 годом - годом его смерти. То есть Бориса вполне возможно назвали
Романом в честь Болгарского царя в знак дружбы.
А в Македонском восстании несомненно большую роль играл старший из
четырех сыновей македонского князя Николая - Давид. Он был первым го-
сударем независимой Македонской державы. Отношение к его памяти Самуи-
ла было пропитано уважением. Крещение Глеба происходило по-видимому
уже после воцарения Самуила и он предложил дать ему имя своего старше-
го брата.
"Древнейший свод 1037 года", как и его продолжение 1073 года, со-
общает нам только об установлении греческой митрополии 1037 года и на-
зывает первым митрополитом Феопемта. О том как была устроена церковная
иерархия до этого момента и как устанавливалась митрополия этого года,
в этих сводах ничего не сказано. Согласно с этим в ряде позднейших ле-
тописей мы не находим никаких имен митрополитов ранее Феопемта. Но в
ряде других летописей мы видим попытку заполнить пустое место. Порядок
имен мнимых предшественников его различный: одни летописи называют
имена митрополитов Михаила, Леона, Иоанна, другие - имена Леона, Миха-
ила, Иоанна, третьи говорят лишь о Леоне. Попытки восполнить этот про-
бел несомненно искусственны, но откуда бралась эта информация?
Легче всего установить источник, откуда было взято имя Иоанна -
оно читается в сказаниях о святых Борисе и Глебе, в рассказа о канони-
зации их при Ярославе. Имя Леона, если не было перенесено к нам из
Болгарии с повестью о крещении князя Михаила, которая была включена в
древнейший свод, то привнесено к нам из полемической статьи против ла-
тынян.
Таким образом оставив в стороне имена Леона и Михаила, как явно
присочененные, мы остановимся на Иоанне. Упоминается Иоанн Нестором,
который говорит: " Иже слышав, повеле призвати архиепископа Иоанна,
тогда пасущу его Христово стадо разумных овец его... Потом же пришедшу
к нему (Ярославу) архиепископу Иоанну, исповеде ему христолюбецъ...Ар-
хиепископ же то слышав, оужасен бысть и съвет же благыи помыслив оуме,
глаголя христолюбцю...То слышав христолюбивыи князь от митрополита и
рече ему...Ярослав и приподобный митрополит Иоанн в сь день на всякое
лето праздник творити има...Архиепископ же постави попы и диаконы...Ти
тако отьиде в свою кафоликане иклисиа". Скорее всего Нестор два раза
просто заменяет термин "архиепископ", на современный ему термин "мит-
рополит".
След титулирования Иоанна архиепископом сохраняется и в позднейших
записях Вышегородской церкви.
Если правильно предположение о том, что Владимир принимает бол-
гарскую орхидскую митрополию, то следовательно там должен быть указан
Иоанн. И мы действительно на ходим имя орхидского архиепископа Иоанна.
Однако после упорной и кровавой борьбы, захватившей все его царс-
твование, император Василий сокрушил державу Самуила. Во главе орхидс-
кого патриаршества в этот момент стоял патриарх Иоанн.
Русская церковь входила в состав церкви орхидского патриаршества,
и завоевание последнего греками вводило нас в состав империи Нового
Рима. Совершенно ясно неудобство для Византии создавшегося положения,
когда заведование церковью целого народа и государства, чрезвычайно
важное в политическом отношении для императора и патриарха, приходи-
лось вверять второстепенному агенту власти, каким являлась теперь ор-
хидский архиепископ, и без того обремененный сложной задачей огречива-
ния болгарской церкви и народа. Естественно вытекала необходимость пе-
ретянуть русскую церковь из под руки орхидского архиепископа под руку
патриарха и императора. С подобным предложением, должно быть, импера-
тор и обращался к Ярославу, позолотив невыгоду для Ярослава обещанием
создать для Руси особого представителя церкви, чего по-видимому у нас
не было, с титулом митрополита. Предположение это было принято, и в
связи с этим по-видимому мы читаем под 1037 годом в летописи о тор-
жественном преступлении Ярослава к перемене церковной иерархии в Кие-
ве.
Греческая иерархия, утвердившаяся в Киеве, начала борьбу с поряд-
ками орхидской эпохи нашей церкви. При орхидской церкви вся Русь была
поделена на епископарии, число которых было очень ограничено. Патриарх
орхидский объезжал русские земли в связи с происходившими там важными
событиями. Так, мы видели архиепископа Иоанна, сохранившего и после
завоевания Болгарии Византией свое влияние на русскую церковь, около
1020-1026 годов открывающего мощи Бориса и Глеба, его же мы встречаем
у Титмара Мерзербургского при описании похода Болеслава и Святополка в
Киев в 1018 году.
Церковь времен орхидского господства представляла собой три митро-
полии: киевскую, новгородскую и белгородскую. Епископы при этом высту-
пали, как советчики князя. Владимир соглашаясь не иметь особого предс-
тавителя церкви все же получил право на смену епископов. Это дает объ-
яснение тому, что в числе первых епископов, поставленных на Руси при
Владимире рукою орхидского патриарха, мы встречаем грека-корсунянина
Иоакима, епископа новгородского.
Итак с 1037 года на Руси устанавливается православие, которое ос-
тается государственной религией и по сей день. Не следует думать, что
христианизация Руси прошла без каких либо осложнений, не очень хотел
народ расставаться с привычным и близким им язычеством. Так лишь тре-
тие поколение
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|