Их популярность и влияние питает общая жажда
чудесного, тем более сильная, чем труднее и неустойчивее была
повседневная жизнь в охваченной кризисом Римской империи. Неудиви-
тельно, что именно II - III века стали веками распостранения
христианства по всей территории огромной державы и во всех соци-
альных слоях.
РАСПОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.
------------------------------
Христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разно-
го социального и имущественного положения, хотя, безусловно, прео-
бладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II - III ве-
ках все больше и больше людей состоятельных, в том числе принадле-
жащих к самым верхам, принимали новое вероучение.
Во II - III веках социальные условия и социально-психологическая
обстановка приводили к увеличению числа христиан в среде людей не
просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в общест-
ве. Известно, что любовница императора Коммода Марция была христи-
анкой и помогала своим собратьям по вере во время их преследова-
ния. В III веке в ряде районов появляются надгробия, на которых
увековечены имена людей, принадлежащих к новому вероучению. На об-
щем надгробии некой знатной семьи из города Аполлонии в Малой Азии
один из ее членов назван христианином. По свидетельству Тертуллиа-
на, приближенным императора Семптимия Севера был прокура-
тор-христианин.
Даже среди христиан из низов появляется примирительное отношение к
богатым, что, в свою очередь, способствовало притоку зажиточных
людей в христианские общины. А в III веке христианский богослов
Климент Александрийский написал сочинение " Какой богатый
спасется? ", в котором осуждает стремление к роскоши, своественное
верхам римского общества, но при этом он не выступает против бо-
гатсва как такового.
В III веке меняется в христианских общинах и отношение к занятию
различных государственных должностей, что христиане I века считали
совершенно недопустимым. Христиане уже занимают большое количество
должностей в соборе (съезде епископов). Христиане занимали даже
официальные жреческие должности. Такое сравнительно терпимое отно-
шение к занятию христианами жреческих должностей было вызвано не
только притоком в христианство людей, занимавших те или иные офи-
циальные должности, связанные с оказанием божеских почестей импе-
ратору, но и с изменением отношения христиан к официальным язы-
ческим культам, ставшим в их глазах просто частью государственной
машины. Для первых христиан языческие божества были реально су-
ществующими демонами, враждебными силами.
Очень важным фактором для развития и распостранения христианского
вероучения было появление среди христиан II века людей образован-
ных, знакомых с греко-римской философией и наукой. Кризис рациона-
листической философии приводил к тому, что многие философы, учите-
ля красноречия стали искать соединение философии и религии именно
в христианстве. Начинают появляться теоритические сочинения,
обосновывающие преимущества христианского вероучения.
Среди первых христианских теологов II - III веков преобладали люди
высокообразованные: Минуций Феликс был известным адвокатом; огром-
ной эрудицией обладал Климент Александрийский, выходец из аристок-
ратической семьи, до своего обращения в христианство, занимавшийся
философией. Все эти люди учавствовали в становление христианского
богословия, вырабатывали отношение христианства к античной культу-
ре, критикуя ее и одновременно многое из нее заимствуя. Их дея-
тельность, в свою очередь, привлекала к христианам все больше об-
разованных людей, которые переставали видеть в христианстве только
зловредное суеверие.
Распостранение христианства в верхах общества не означало уменьше-
ния притока в христианские общины бедных и обездоленных. Невзирая
на конфликты внутри христианских групп, христиане активно приходи-
ли на помощь своим попавшим в беду братьям.
Во II - III веках христианство активно начало проникать в деревни.
В III веке в сельских поселениях Малой Азии, прежде всего во Фри-
гии, появляются отдельные надгробия христиан. Судя по ним, христи-
анство распостранялось неравномерно: есть области, где христи-
анских надписей на надгробиях до IV века ( т.е. до признания
христианства государством) практически нет совсем, а есть мест-
ности, где они встречаются довольно часто. Пока еще ученые не
располагают достаточными данными, чтобы открыть причину этой не-
равномерности. Отчасти ее, по-видимому, можно объяснить различной
степенью живучести местных деревенских культов. Малоазийские
христианские надгробья интересны тем, что в них подчас сочеталась
языческая и христианская символика, языческие символы переосмысля-
лись в аллегорическо-христианском духе. Именно в сельских мест-
ностях на уровне народных верований происходило интенсивное смеше-
ние языческих и христианских элементов. Интересно также, что в
сельских местностях дольше сохранялись традиции ранних христи-
анских организаций. В одной из деревенских надписей бог и Иисус
Христоc упомянуты раздельно: по-видимому, верующий, поставивший
это надгробие, воспринимал Иисуса Христа как мессию, посланного
богом, т.е. так, как его врспринимали многие первые христианские
группы.
Распостранение христианства в самых разных слоях населения приводи-
ло к изменению и усложнению христианского вероучения. С одной сто-
роны, образованная элита создавала христианскую философию и теоло-
гию, далеко не всегда понятную большинству верующих, с другой -
низы населения, особенно из сельских местностей, где сильны были
традиционные местные верования, привносили в христианство элементы
языческих представлений, наивно объединяя черты своих местных бо-
жеств с образом христианского бога.
Во II - III веках христианство распостранялось не только в разных
слоях населения империи, но и в разных провинциях. В начале II ве-
ка наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сирии. В течение
II века отдельные христианские общины появляются в южных районах
Египта. Например, в Хенобоскионе после второй мировой войны была
найдене целая библиотека христиан-гностиков.
Распостранение христианства на западе империи шло значительно мед-
ленными теипами. Исключение составляла лишь ее столица - Рим. В
Риме жили люди, приехавшие или привезенные туда из самых отдален-
ных концов империи. Там можно было встретить почитателей самыз
разных богов; поэтому нет оснований сомневаться в том, что уже во
времена Нейрона там проживали и христиане. К концу III века о ко-
личестве римских христиан можно косвенно судить по тому, что
христианская община в Риме оказывала поддержку около 1500 вдовам и
нищим.
Итак, из этого краткого очерка видно, что во II - III веках христи-
анство распостранилось среди разных социальных групп и различных
народностей Римской империи. Главным содержанием идеологического
развития христианства во II веке было осознание его как нового ре-
лигиозного учения, противостоящего и многобожным религиям антично-
го мира и иудаизму.
СТАНОВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.
-----------------------------------
Уже в первых христианских общинах, возникших в конце I века, не бы-
ло едиснства по целому ряду вероучительных и организационных воп-
росов. Распостранение христианства в разной этнической среде, вли-
яние на него нехристианских учений неизбежно усиливали расхождения
между различными группами христиан. Каждый христианский проповед-
ник стремился в своей миссионерской деятельности найти слова и по-
нятия, наиболее близкие конкретной аудитории; в то же время он
объявлял свою проповедь едиственно правильной...
В первой половине II века создаются послания, приписываемые апосто-
лам - ученикам Иисуса, имя которых должно было укрепить авторитет
тех или иных проповедуемых идей и убедить сомневающихся.
Острые споры велись и вокруг сущности Иисуса: представление иудеох-
ристиан о праведном человеке, сыне
|
|