Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Становление епископальной церкви

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


сыне Марии и плотника Иосифа, для

большинства христиан сменилось представлением о богочеловеке, ро-

дившемся благодаря непорочному зачатию. Но были во II веке и груп-

пы христиан, которые видели в Иисусе только божество и считали его

пребывание на земле в образе человека лишь кажущимся. В дальнейшем

эти споры переросли в споры об отношении Иисуса к богу-отцу, о

совместимости существования бога-сына с догматом единобожия.

Важным моментом в развитии христианства как особой, отличной от

других верований религии можно считать восстание Бар-Кохбы. Пора-

жение этого восстания, переименование Иерусалима в Элию Капитоли-

ну, ускорили окончательный разрыв христиан с иудаизмом, подорвали

веру во скорое второе пришествие. С религиозной точки зрения это

поражение было наказанием божьим - за что? Те христиане, которые

выступали против соблюдения обрядов иудаизма, отвечали на этот

вопрос однозначно: за то, что иудеи не признали Иисуса мессией, за

то, что оин виноваты в его смерти.

Примерно через пять лет после разгрома восстания Бар-Кохбы среди

римских христиан появился человек, который открыто выступил против

иудейской традиции в христианстве и призвал к полному разрыву с

иудаизмом. Это был человек по имени Маркион, выходец из Малой

Азии, человек богатый и деятельный. Маркион стремился объединить

всех христиан вокруг своих идей. Деятельность Маркиона встретила

одобрение среди многих христианских групп. Устами Маркиона христи-

анство прямо заявило о себе как о новом религиозном учении.

Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке

ожесточенной борьбы между общинами и внутри отдельных общин. И тем

не менее оно продолжало привлекать к себе людей, разочаровавшихся

в античной системе духовных ценностей. Одной из важных притяга-

тельных сторон христианства было ощущение общности с единоверцами.

Потребность в единстве, с одной стороны, и распостранение христи-

анства - с другой, порождали среди верующих убежденность, что если

отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, если в от-

дельных общинах могут быть раздоры и непорядки, то объединение

христиан в целом обладает "духом святым" и божьей благодатью. Про-

исходит абстрогирование понятия экклесии. Эклессия - это уже не

просто конкретная община христиан данного города, а всеобщая

церквь, мистически связанная с божеством. Восприятие церкви как

некоего абстрактного понятия, отличного от состовляющих ее людей,

встречается уже в некоторых новозаветных произведениях. В них ска-

зано, что Христос "возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы

освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы пре-

дставить ее себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока,

или чего-либо подобного...".

Следующим шагом в развитии мистического понятия церкви была идея ее

непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, а церковь

ошибаться не может. Эту идею выдвинул Тертуллиан, который обосно-

вал ее тем, что церковь получила святой дух от самого Христа через

апостолов, основавших христианские общины. Именно на рубеже II -

III веков, начинают усиленно распостраняться легенды об основании

каждой крупной христианской общины непосредственно каким-либо уче-

ником Иисуса; начинают создаваться списки руководителей этих об-

щин, восходящие к апостолам. Так стала создаваться новая - церков-

ная - традиция, отличная от древней традиции первых христианских

проповедников.

Параллельно с абстрагированием понятия "церковь" происходило усиле-

ние власти внутри общин. Это понятно: конкретным воплощением авто-

ритета церкви были руководители общин, совокупность которых обоз-

началась словом клир. Именно им приходилось решать повседневные

вопросы, связанные с поведением верующих, с проведением обрядов,

прежде всего обрядов причащения.

В течение II века из старейшин выделяется высшее должностное лицо -

епископ. Такому выделению способствовало право старейшины совер-

шать обряд причащения, представлять свою общину в отношениях с

другими христианскими общинами. Выделение епископа было связано и

со стремлением преодолеть разброд, сосредоточить особый авторитет

у одного лица, достичь единства. Но единства можно было добиться

только при условии - одна вера, одна церковь, один порядок.

В течение II - III веков епископы становяться единоличными руково-

дителями в большинстве общин. Выдвижению епископов способствовал

приток в христианские общины людей состоятельных и образованных,

которые имели возможность взять на себя руководство организацион-

ными и вероучительными сторонами жизни общины. Конечно, среди

епископов были и выходцы из низов. Так, один из римских епископов

- Каллист был, по преданию, рабом и существовал, вероятно, за счет

общины.

Епископы руководившие жизнью христианских общин, а также могли нак-

ладывать наказания на провинившихся христиан. Вопрос о том, за ка-

кие проступки и как именно наказывать провинившихся верующих, дол-

го обсуждался среди церковных верхов. Особенно остро этот вопрос

вставал в период гонений III века, когда гонения, то вспыхивали,

то затухали. Многие христиане героически шли на смерть, оказыва-

лись в темницах. Другие отрекались от своей веры для виду, но

после окончания гонений снова хотели быть принятыми в общины. Как

поступать с этими людьми? Кого прощать, а кого наказывать?

Большинство епископов высказывались за принятие "падших" обратно в

общины. Церковь в лице своих руководителей взяла, таким образом,

на себя функции не только наказания, но и прощения, т.е. отпущения

грехов, что, по верованиям первых христиан, мог сделать только

бог. Право отпускать грехи еще больше, чем право наказывать, отде-

лило клир от основной массы верующих и сделало его привилигирован-

ным по отношению к другим верующим.

Епископы III века не только судили или прощали, но и управляли

повседневной жизнью. Так, например, римский епископ Каллист разре-

шил женщинам, если они не имеют возможности выйти замуж, сожи-

тельствовать с рабами.

Епископы производили отбор священных книг - они определяли, какие

из них могут читать верующие, а какие следует использовать во вре-

мя богослужений. Женщины были отстранены от церковных должностей,

даже низших. Совместные трапезы верующих перестали практиковаться.

Сложился порядок богослужения, во время которого клирики читали

отрывки из священных писаний.

Внешним выражением изменений, происшедших в христианских общинах,

было появление особых зданий для богослужений. Когда-то, во време-

на зарождения христианства, проповеди произносились и в частных

домах, и под открытым небом - везде, где собирались верующие. Но

епископальная церковь стремилась к особой торжественности богослу-

жения, которая заменила бы пылкое слово странствующего пророка.

Нужно было создать обстановку, которая отличалась бы от обстановки

повседневной жизни. Для собраний христиан стали использовать осо-

бые помещения, где проходили богослужения и обряды.

Далеко не все христиане признавали авторитет епископов. Как реакция

на проповедь о тождестве церкви и ее руководителей, на отход от

демократических идеалов первоначального христианства во II веке

появляется новое течение в христианстве - монтанизм. Основатель

этого учения был Монтан, в прошлом жрец фригийской богини Кибелы,

который принял христианство и нача проповедовать в ряде областей

Малой Азии. Монтан и его сторонники возродили общие трапезы

христиан, во время которых проповедовали пророки и пророчицы. Мон-

тан призывал к аскетизму, расторжению браков и посту, чтобы верую-

щие очищенными встретили новый приход мессии. В монтанизме также

проявился протест верующих против складывающихся жестких структкр

церкви.

Естественно, церковь боролась со всеми такими течениями. Борьба с

монтанизмом, как и борьба с гностическими учениями, ускорила соз-

дание христианского канона - списка священных книг. Важно было

также добиться координации действий между отдельными епископальны-

ми общинами.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»