сыне Марии и плотника Иосифа, для
большинства христиан сменилось представлением о богочеловеке, ро-
дившемся благодаря непорочному зачатию. Но были во II веке и груп-
пы христиан, которые видели в Иисусе только божество и считали его
пребывание на земле в образе человека лишь кажущимся. В дальнейшем
эти споры переросли в споры об отношении Иисуса к богу-отцу, о
совместимости существования бога-сына с догматом единобожия.
Важным моментом в развитии христианства как особой, отличной от
других верований религии можно считать восстание Бар-Кохбы. Пора-
жение этого восстания, переименование Иерусалима в Элию Капитоли-
ну, ускорили окончательный разрыв христиан с иудаизмом, подорвали
веру во скорое второе пришествие. С религиозной точки зрения это
поражение было наказанием божьим - за что? Те христиане, которые
выступали против соблюдения обрядов иудаизма, отвечали на этот
вопрос однозначно: за то, что иудеи не признали Иисуса мессией, за
то, что оин виноваты в его смерти.
Примерно через пять лет после разгрома восстания Бар-Кохбы среди
римских христиан появился человек, который открыто выступил против
иудейской традиции в христианстве и призвал к полному разрыву с
иудаизмом. Это был человек по имени Маркион, выходец из Малой
Азии, человек богатый и деятельный. Маркион стремился объединить
всех христиан вокруг своих идей. Деятельность Маркиона встретила
одобрение среди многих христианских групп. Устами Маркиона христи-
анство прямо заявило о себе как о новом религиозном учении.
Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке
ожесточенной борьбы между общинами и внутри отдельных общин. И тем
не менее оно продолжало привлекать к себе людей, разочаровавшихся
в античной системе духовных ценностей. Одной из важных притяга-
тельных сторон христианства было ощущение общности с единоверцами.
Потребность в единстве, с одной стороны, и распостранение христи-
анства - с другой, порождали среди верующих убежденность, что если
отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, если в от-
дельных общинах могут быть раздоры и непорядки, то объединение
христиан в целом обладает "духом святым" и божьей благодатью. Про-
исходит абстрогирование понятия экклесии. Эклессия - это уже не
просто конкретная община христиан данного города, а всеобщая
церквь, мистически связанная с божеством. Восприятие церкви как
некоего абстрактного понятия, отличного от состовляющих ее людей,
встречается уже в некоторых новозаветных произведениях. В них ска-
зано, что Христос "возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы
освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы пре-
дставить ее себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока,
или чего-либо подобного...".
Следующим шагом в развитии мистического понятия церкви была идея ее
непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, а церковь
ошибаться не может. Эту идею выдвинул Тертуллиан, который обосно-
вал ее тем, что церковь получила святой дух от самого Христа через
апостолов, основавших христианские общины. Именно на рубеже II -
III веков, начинают усиленно распостраняться легенды об основании
каждой крупной христианской общины непосредственно каким-либо уче-
ником Иисуса; начинают создаваться списки руководителей этих об-
щин, восходящие к апостолам. Так стала создаваться новая - церков-
ная - традиция, отличная от древней традиции первых христианских
проповедников.
Параллельно с абстрагированием понятия "церковь" происходило усиле-
ние власти внутри общин. Это понятно: конкретным воплощением авто-
ритета церкви были руководители общин, совокупность которых обоз-
началась словом клир. Именно им приходилось решать повседневные
вопросы, связанные с поведением верующих, с проведением обрядов,
прежде всего обрядов причащения.
В течение II века из старейшин выделяется высшее должностное лицо -
епископ. Такому выделению способствовало право старейшины совер-
шать обряд причащения, представлять свою общину в отношениях с
другими христианскими общинами. Выделение епископа было связано и
со стремлением преодолеть разброд, сосредоточить особый авторитет
у одного лица, достичь единства. Но единства можно было добиться
только при условии - одна вера, одна церковь, один порядок.
В течение II - III веков епископы становяться единоличными руково-
дителями в большинстве общин. Выдвижению епископов способствовал
приток в христианские общины людей состоятельных и образованных,
которые имели возможность взять на себя руководство организацион-
ными и вероучительными сторонами жизни общины. Конечно, среди
епископов были и выходцы из низов. Так, один из римских епископов
- Каллист был, по преданию, рабом и существовал, вероятно, за счет
общины.
Епископы руководившие жизнью христианских общин, а также могли нак-
ладывать наказания на провинившихся христиан. Вопрос о том, за ка-
кие проступки и как именно наказывать провинившихся верующих, дол-
го обсуждался среди церковных верхов. Особенно остро этот вопрос
вставал в период гонений III века, когда гонения, то вспыхивали,
то затухали. Многие христиане героически шли на смерть, оказыва-
лись в темницах. Другие отрекались от своей веры для виду, но
после окончания гонений снова хотели быть принятыми в общины. Как
поступать с этими людьми? Кого прощать, а кого наказывать?
Большинство епископов высказывались за принятие "падших" обратно в
общины. Церковь в лице своих руководителей взяла, таким образом,
на себя функции не только наказания, но и прощения, т.е. отпущения
грехов, что, по верованиям первых христиан, мог сделать только
бог. Право отпускать грехи еще больше, чем право наказывать, отде-
лило клир от основной массы верующих и сделало его привилигирован-
ным по отношению к другим верующим.
Епископы III века не только судили или прощали, но и управляли
повседневной жизнью. Так, например, римский епископ Каллист разре-
шил женщинам, если они не имеют возможности выйти замуж, сожи-
тельствовать с рабами.
Епископы производили отбор священных книг - они определяли, какие
из них могут читать верующие, а какие следует использовать во вре-
мя богослужений. Женщины были отстранены от церковных должностей,
даже низших. Совместные трапезы верующих перестали практиковаться.
Сложился порядок богослужения, во время которого клирики читали
отрывки из священных писаний.
Внешним выражением изменений, происшедших в христианских общинах,
было появление особых зданий для богослужений. Когда-то, во време-
на зарождения христианства, проповеди произносились и в частных
домах, и под открытым небом - везде, где собирались верующие. Но
епископальная церковь стремилась к особой торжественности богослу-
жения, которая заменила бы пылкое слово странствующего пророка.
Нужно было создать обстановку, которая отличалась бы от обстановки
повседневной жизни. Для собраний христиан стали использовать осо-
бые помещения, где проходили богослужения и обряды.
Далеко не все христиане признавали авторитет епископов. Как реакция
на проповедь о тождестве церкви и ее руководителей, на отход от
демократических идеалов первоначального христианства во II веке
появляется новое течение в христианстве - монтанизм. Основатель
этого учения был Монтан, в прошлом жрец фригийской богини Кибелы,
который принял христианство и нача проповедовать в ряде областей
Малой Азии. Монтан и его сторонники возродили общие трапезы
христиан, во время которых проповедовали пророки и пророчицы. Мон-
тан призывал к аскетизму, расторжению браков и посту, чтобы верую-
щие очищенными встретили новый приход мессии. В монтанизме также
проявился протест верующих против складывающихся жестких структкр
церкви.
Естественно, церковь боролась со всеми такими течениями. Борьба с
монтанизмом, как и борьба с гностическими учениями, ускорила соз-
дание христианского канона - списка священных книг. Важно было
также добиться координации действий между отдельными епископальны-
ми общинами.
|
|