Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Сурдопедагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Научиться общаться слышащим ро¬дителям с неслышащим ребенком не всегда просто. Часто их ре¬чевое поведение становится неестественным: они утрируют речь, используют неестественные жесты, иногда, наоборот, замолкают. Поэтому необходимо объяснить родителям необходимость исполь¬зования нормальной речи, эмоционально окрашенной, сопровожда¬ющейся естественными мимикой лица и жестами. Речь сопровож¬дает все ситуации ухода за ребенком, например кормление, купание; взрослый называет необходимые предметы и выполняемые дей¬ствия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использо¬вать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребе¬нок научится быстрее их понимать.

В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некото¬рые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание сло¬ва, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, на¬зывать звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.

Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организу¬ется взрослым и связана с педагогическим воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содер¬жание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового вос¬приятия. Длительность занятий и их количество зависят от возра¬ста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой по¬ловине дня и после дневного сна. Занятия по различным направле¬ниям работы чередуются. Нужно определить места проведения за¬нятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Большое значение имеет подготовка к занятиям: продумывание цели каждого занятия, составление его плана, подбор разнообразного дидакти¬ческого материала. Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог, который, как правило, осуществляет педаго¬гическую помощь родителям.

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязатель¬но должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию вос¬приятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Естественно, неко¬торые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Целесооб¬разно с первого года жизни вести и систематическую работу по му¬зыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом. Работа по общему развитию ребенка, с одной стороны, стимулирует познава¬тельное развитие, способствует развитию детских видов деятельно¬сти, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития. С другой сторо¬ны, в процессе проведения этой работы используется большой объем речевого материала, которым малыш постепенно овладевает.

Родители могут воспользоваться рекомендациями, содержащими¬ся в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др). Целесообразно использовать многочисленные издания, рекомендо¬ванные родителям по воспитанию слышащих детей младенческого и раннего возраста, в частности по развитию движений, сенсорно¬му воспитанию, различным видам игр, ознакомлению с окружаю¬щим миром.

Более специфический характер по сравнению с общеразвивающими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основ¬ных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия. По поводу проведения коррекционной работы родителям необходимы консультации сур¬допедагогов.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухоречевой среды, предполагаю щей постоянное речевое общение с ребенком при условии исполь¬зования слуховых аппаратов.

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направ¬лена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в об¬щении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, ле¬пета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на за¬нятиях.

Развитие речи детей с нарушениями слуха на втором-третьем го¬дах жизни при условии, что работа была начата на первом году, имеет более высокие темпы. Правильное организованное общение с ребенком в процессе предметной деятельности или игры являет¬ся стимулом к пониманию речи взрослого и формирования соб¬ственной речи ребенка. Этот период очень сензитивен для развития речи как слышащего, так и ребенка с нарушенным слухом. И хотя часто у глухих детей результаты в виде активной речи ребенка на этом этапе не видны, что огорчает родителей, этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания не¬которые из них, наиболее часто повторяемые. Очень важно учить ребенка понимать значения глаголов, прежде всего в повелительном наклонении (дай, возьми, надень, ешь, беги и др.), так как это не¬обходимо для понимания и использования фраз. На занятиях ко¬личество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания пред¬метов и игрушек, рассматривания доступных ребенку картинок, рассказывания и инсценирования маленьких рассказов с использо¬ванием различных игрушек.

На втором году жизни ребенка, при условии проведения систе¬матической коррекционной и развивающей работы, в обучении де¬тей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного под¬крепления устной речи, раннего обучения чтению, что поможет ре¬бенку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас боль¬шим количеством слов и фраз. Прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребен¬ка к глобальному чтению; расскажет о требованиях к оформлению табличек, использованию их в быту и в играх; раскроет методику проведения специальных упражнений по обучению глобальному чтению. Раннее обучение чтению связано с формированием у ре¬бенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими пред¬метами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уров¬ня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных осо¬бенностей.

По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и понимания их состава начинают учить де¬тей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух-двух с половиной лет, у которых уже есть неко¬торый запас глобально воспринимаемых слов. Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии перед собой табличек с хорошо знакомыми им короткими и просты¬ми по составу словами.

Работа по обучению чтению получает интенсивное продолжение в дошкольный период.

Формирование речи является многогранным процессом, и необ¬ходимо развивать ее различные формы, прежде всего устную, кото¬рая является основой общения. Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слу¬ховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша проис¬ходит в процессе проведения упражнений, направленных на под¬держание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Эти упражнения проводятся в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звуко¬сочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет явля¬ется формирование потребности в устном общении. Поэтому в про¬цессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, пред¬меты, действия, побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. Самое главное — попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги. Подражание речи тесно связано с подражани¬ем движениям, предметным действиям. Поэтому обучению подра¬жанию движениям тела, действиям следует уделять самое серьез¬ное внимание. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением зву¬ков, слогов, лепетных слов.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»