Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Сурдопедагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в про цессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобра¬зительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию.

Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самосто¬ятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предме¬тами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.

Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной и письмен¬ной речи детей.

Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом исполь¬зовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фо¬нетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи не¬которые нормы орфоэпии.

Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно име¬ет большое значение. При обучении чтению используется методи¬ка послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрез¬ной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок восприни¬мает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начина¬ет прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять пра¬вильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет дей¬ствие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения ре¬комендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражаю¬щих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их неоднократное чтение поддерживает у ребенка интерес к чтению. Постоянное чтение подписей к картинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок должно подвести к формированию навыка чтения адаптированных и неадаптирован¬ных текстов, пониманию их содержания.

В качестве одного из важных средств развития внимания, вооб¬ражения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в про¬цессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, кар¬тинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрос¬лого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в за¬нимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письму ис¬пользуются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба, слухозрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других людей, дать описание сюжетной картинки, написать не¬сколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно уточняться в плане понимания зна¬чения написанных слов и фраз.

Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно связано с развитием речевого слуха, расширением пред¬ставлений о звуках окружающего мира.

В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ре¬бенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) ре¬чевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способ¬ствует формированию в долговременной слуховой памяти акусти¬ческих образов, оперированию ими в процессе восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, сло¬восочетаний, фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем не¬знакомые по значению и по звучанию слова. Накопление слухово¬го словаря, которое происходит на специальных занятиях, в быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ре¬бенок воспроизводит устно и в процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и фраз. В процес¬се развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с ко¬торого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового восприятия, естественно, будут разными у сла¬бослышащих и глухих детей в зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний: дифференциации различных му¬зыкальных инструментов, голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов, сольного и хорового ис¬полнения. Одним из средств развития слухового восприятия яв¬ляется восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта, природ¬ных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями детского сада.

Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звенья педагогической деятельности ро¬дителей и может быть связана со всеми моментами жизнедеятель¬ности ребенка.

Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с на¬рушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слу¬ха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

Образовательные дошкольные учреждения

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошколь¬ные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабо¬слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения ком¬пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глу¬хих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образователь¬ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической

комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на че¬тыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосу¬точно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свобод¬ное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для сла¬бослышащих детей могут открываться группы для детей со слож¬ными дефектами (сочетание двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име¬ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослы¬шащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соот¬ветствии с индивидуальными особенностями воспитанников (воз¬раста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детса¬дов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирую¬щие — для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»