Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Сурдопедагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивиду¬альные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно иметь в обычной группе не более двух детей. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет труд¬ности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспи¬тателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребе¬нок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдо¬педагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных на¬выков.

Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду, где к нему предъявляются общие требо¬вания, без скидок на его плохой слух. В настоящее время это наи¬более распространенная форма интеграции, особенно в тех регио¬нах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слыша¬щими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических ка¬бинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать труд¬ности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.

Рассмотрим условия, необходимые для полноценного воспита¬ния ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду.

1. Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может быть рекомендовано глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем общего и речевого развития. Эта форма воспитания так¬ же может быть целесообразна для слабослышащих детей с легкой степенью тугоухости, владеющих речью. Эти дошкольники в за¬висимости от уровня общего и речевого развития чаще или реже посещают консультативные занятия и находятся под контролем сурдопедагога. Посещение массовых детских садов может быть ре¬комендовано и позднооглохшим детям, т. е. потерявшим слух в воз¬расте трех-четырех лет, когда их речь уже была сформирована. Их устная речь первоначально ничем не отличается от речи слышащих детей, однако они испытывают значительные затруднения в вос¬приятии и понимании речи окружающих. С этими детьми сразу же после потери ими слуха сурдопедагог должен проводить специаль¬ную работу.

Независимо от степени снижения слуха определять ребенка в массовое дошкольное учреждение можно при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. Ребенок должен уметь участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, выражать свои просьбы, желания, задавать вопросы, а в случае непонимания собе¬седника уметь переспросить его, попросить уточнить сказанное. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной ок¬ружающим детям и взрослым.

Ребенок должен уметь пользоваться слуховыми аппаратами, по¬нимать речь окружающих, воспринимая ее на слухо-зрительной основе. Глухой или слабослышащий ребенок в возрасте четырех-пяти лет может уметь читать и понимать короткие, близкие по те¬матике тексты рассказов, сказок, стихов.

Определение ребенка в массовое дошкольное учреждение зави¬сит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребенка, особенно такие, как активность, самостоятель¬ность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами.

2. Готовность массового дошкольного учреждения к работе с ребенком, имеющим нарушения слуха. Наличие в группе массо¬вого дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом тре¬бует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вмес¬те с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Самое главное — психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание по¬мочь ему и его родителям, сделать пребывание плохослышащего ребенка в группе полезным и интересным для него. До определения ребенка в группу необходима предварительная беседа с родителя¬ми, знакомство и общение с ребенком. Педагогу необходимо полу¬чить максимальную информацию о ребенке: о степени его общего развития, особенностях речи, состоянии слуха, личностных особен¬ностях. Важно иметь информацию не только о проблемах, испыты¬ваемых ребенком в связи со снижением слуха и нарушениями речи, но и о его игровых интересах, любимых занятиях и т. д.

Можно условно выделить несколько направлений деятельности воспитателя, в группе которого находится ребенок с нарушенным слухом. Это, во-первых, работа со слышащими детьми группы и их родителями; во-вторых, создание условий для ребенка со сни¬женным слухом; в-третьих, обеспечение активного участия плохослышащего ребенка во всех видах деятельности и общении с детьми; в-четвертых, работа с родителями ребенка, имеющего на¬рушения слуха.

Степень комфортности ребенка в детском саду зависит в значи¬тельной степени от отношения к нему других детей, взаимоотноше¬ний, складывающихся между ними. Воспитатель должен помочь плохослышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих де¬тей, организовывать и поддерживать их совместную деятельность.

Слышащим детям нужно объяснить, что ребенок плохо слышит, что у него есть слуховой аппарат, который помогает ему слушать. Целесообразно предупредить детей о том, что надо разговаривать нормальным голосом, не кричать, не шептать, а говорить так, что¬бы ребенок, который плохо слышит, видел лицо. Следует вызвать у детей желание общаться с глухим или слабослышащим ребенком, помогать ему, если он что-то не понял.

Целесообразно проинформировать родителей слышащих детей о наличии в группе ребенка со сниженным слухом, потому что они опосредованно влияют на отношения своих детей с этим ре¬бенком.

Воспитателю группы массового сада также надо учесть ряд мо¬ментов. Необходимо подумать о том, где будет сидеть ребенок со сниженным слухом, чтобы он мог хорошо видеть лица педагога и других детей. Во время занятий, игр, развлечений нужно следить за тем, чтобы ребенок со сниженным слухом не оказывался за спина¬ми других детей, хорошо видел происходящее. Воспитатель должен помнить о требованиях, предъявляемых к его речи: пользоваться голосом нормальной громкости, говорить естественно, в нормальном темпе. Воспитатель обязан знать основные правила пользования слу¬ховым аппаратом: как помочь ребенку надеть аппарат, включить, выключить, поменять батарейку. Родители должны проинформи¬ровать воспитателя, на каком расстоянии ребенок слышит речь с аппаратом и без аппарата, чтобы воспитатель мог учитывать это в общении с ребенком.

В массовом детском саду важно обеспечивать участие ребенка со сниженным слухом в занятиях и всех видах деятельности. Вос¬питателю необходимо следить за участием плохослышащего ре¬бенка в общении: начинать общение с детьми, убедившись, что ребенок со сниженным слухом смотрит на ребят, воспринимает их речь. Для того чтобы убедиться, что он хорошо понимает вопросы и задания, иногда нужно попросить повторить задание или вопрос, пересказать его другому ребенку. В ходе занятий важно привле¬кать ребенка к выполнению работы в паре со своим сверстником, в группе из нескольких человек — следить, чтобы ребенок не ра¬ботал молча, а участвовал в диалоге наравне с другими детьми. В играх нужно стараться поручать ему разные роли, в том числе главные.

Воспитатель проводит работу с плохослышащим ребенком в тесном контакте с его родителями. Он информирует родителей о поведении ребенка в группе, участии в занятиях, играх и другой деятельности; характеризует продвижение в развитии, сообщает о возникших трудностях. В некоторых случаях воспитатель просит родителей за¬ранее ознакомить ребенка с некоторыми текстами, которые могут быть малопонятны из-за незнакомой ребенку лексики. После заня¬тий воспитатель записывает слова, фразы, вызвавшие затруднения, просит родителей уточнить их значение. Если какое-то задание вы¬зывает трудности, то родители также помогают малышу выполнить его дома. Воспитатель должен стремиться привлекать родителей к участию в общей для родителей всех детей деятельности (собрани¬ях, лекториях, праздниках, выставках), не ставя их в обособленное положение.

3. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дош¬кольное учреждение невозможна без активного участия родите¬лей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в детском саду. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Само по себе посещение массового детского сада не может обеспечить все направ¬ления работы, в которой нуждается глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому, как правило, родители проводят с детьми занятия в вечерний период времени, увеличивают их число в выходные дни. Эти занятия включают работу по развитию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной деятельности и др. Содержание занятий заранее обсуждается и планируется с сурдопедагогом. В содержание занятий включаются и те задания, которые рекомен¬дует воспитатель массового детского сада. Организуя обширную работу с ребенком, родителям необходимо помнить и о том, что на¬грузка для ребенка может оказаться очень большой, он лишится многих любимых развлечений и занятий: просмотра мультфиль¬мов, катания на горке, свободных игр. От родителей требуется большая гибкость, чтобы посещение массового детского сада, про¬ведение занятий дома, свободная деятельность и игры ребенка естественно сочетались

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»