Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Тысячелетие Сентинского храма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


А.Н.Коваленко

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ СЕНТИНСКОГО ХРАМА.

Зарождение Алании.

В УШ веке до нашей эры началось длительное господство в степях Северного Причерноморья и Предкавказья племен древних иранцев. Их ареал протянулся от Алтая до низовьев Дуная.

На исходе 1У века нашей эры сюда вторглись тюркоязычные гунны. После бурных потрясений «великого переселения народов» остатки древних северных иранцев – скифов, савроматов и сарматов – в письменных источниках раннего средневековья получили название «аланы». Расселились они на очень обширной территории: в Туркмении, Северном Прикаспии, на Северном Кавказе – от Тамани до Дербента, в Северном Причерноморье, Крыму на нижнем Дунае. Это был не единый народ, а разные этносы, объединенные одним термином: «Аланы».

Уже с первых веков нашей эры равнины и предгорья Северного Кавказа стали главным регионом обитания алан, преимущественно в центральной части между верховьями рек Кубани и Терека. В древних Греко-византийских и иных источниках эта территория стала называться Алания, для них аланы были прикавказским народом.

Падение Древнего Рима и возникновение православного

Византийского государства.

В 395 году обширная Римская империя, распространявшаяся на весь средиземноморский мир, разделилась на Западную Римскую империю и Восточную Византию, с центром в Константинополе. Она стала оплотом

Православного христианства, из-за чего Константинополь стали называть «вторым Римом».

Византийская империя просуществовала тысячелетие. Ее особенностью было географическое положение – на крайней границе Европы ,по соседству с азиатским варварским миром. Это положение обусловило своеобразие тысячелетней византийской истории блестящей и трагичной. В интересы Византии входили пограничные народы, подпадавшие в вассальную зависимость от великой империи и служившие своеобразным защитным поясом, буфером от варваров. Источники времен Константина Багрянородного (Х в.) называют среди других – армян, грузин, авазгов, а также и алан.

Основную роль в удержании этих народов в рамках византийских интересов играло православное христианство и его распространение у этих народов.

В соседних странах Византия вела активную миссионерскую деятельность. Заслугой Византии было и то, что, вместе с утверждением православной религии она несла народам идеи государственности, формы управления, право, просвещение, искусство, причем распространению христианства придавалось первостепенное значение.

Христианизация алан.

Распространение христианства в Закавказье, на Черноморском побережье, в Крыму проникновение его в Хазарский каганат не могло не сказаться и в Алании. Но, так же как и везде, христианизация кавказских алан была длительным процессом.

Первые соприкосновения алан с христианством относятся к легендарной эпохе 1 века нашей эры – эпохи миссионерской деятельности Андрея Первозванного и Симона Кананита, прибывших на Кавказ для проповедывания учения Христа в 40-е годы 1-го века. Следующий по времени этап – У век. Но в этот период очевидно, христианизация затронула лишь небольшую группу лиц и не оказала сильного влияния на основное население Алании.

Уже к УП веку христианство не только было хорошо знакомо верхнекубанским аланам, но и пустило свои корни. Литературные источники утверждают, что в это время здесь уже существовал монастырь Иоанна Крестителя, а аланский властитель был крещен и по-христиански благочестен.

Район Верховьев Кубани, прилегающей к христианской Абхазии с ее черноморскими портами и древними путями через перевалы Кавказского хребта, стал первым христианским ареалом Алании. Отсюда православие распространялось на Запад и Восток.

В УШ-1Х веках на территории Алании появились первые, пока немногочисленные материальные следы христианства. Они подтверждают факт его медленного проникновения в Аланию.

Принятие христианства.

Х-Х1 века – время «золотого века» в истории Алании. К началу этого периода аланы освободились от хазарской зависимости, значительно выросла военная мощь алан, обладавших 30-ти тысячным войском, формируется раннефеодальная государственность во главе с царями. Политическая обстановка изменилась в благоприятную сторону, Алания морально была готова принять крещение и Византия этим воспользовалась. Не случайно спонтанное проникновение христианства сменилось целенаправленной акцией на уровне межгосударственных отношений.

В начале Х века Алания приняла православие и стала приобщаться к христианской цивилизации. Апогеем этого процесса стала деятельность Константинопольского патриарха Николая Мистика. Историческим источником, подтверждающим этот факт, стали его письма, в том числе и в Аланию, адресованные посланным им миссионерам. Эта переписка осуществлялась в 914-918 гг. и дает возможность проследить деятельность Греко-христианских миссий. Тщательно изучив первоисточники, современные ученые пришли к выводу, что крещение Алании могло произойти в 916 году.

Алания вводилась в византийскую семью народов и приобрела высокий правовой статус в иерархии государств.

Аланская епархия и появление

Сентинского храма.

В результате принятия православия в качестве официальной религии возникла естественная потребность в собственном строительстве православных храмов на территории только что созданной Аланской епархии.

Известный алановед доктор исторических наук В.А. Кузнецов считает, что Сентинский храм входил в Кубанскую епископию Аланской епархии. Центр епархии находился в «Аланополисе» - на территории нынешнего Нижнее-Архызского заповедника. Здесь находились кафедральный собор, резиденция митрополита и его клира, монастырь с крупным средним храмом, вероятно, церковная школа для подготовки приходских священников из монахов и другие необходимые учреждения.

Логично предположить, что церковная организация в Алании была построена по византийскому образцу. В Х веке Константинопольский патриарх управлял 57 митрополиями, 49 архиепискоиствами и 514 епискоиствами. Среди митрополий была и Аланская. Предположительно, Аланская епархия разделялась на несколько епископств, а те, в свою очередь, состояли из местных приходов, которые были почти на всех аланских городищах. Эта структура епархии просуществовала несколько столетий вплоть до ХУ века и сохранялась еще какое-то время уже после татаро-монгольского нашествия. Среди других аланских епископий существовала и Кубанская. Ее центральным храмом Кузнецов считает известный Шоанинский на вершине горы Шоана, господствующей над долиной Кубани, рядом с современным селом Коста Хетагурова.

В древности близ Шоаны скрещивалось два ответвления великого Шелкового Пути. Это густо населенное место надежно защищалось Хумаринской крепостью.

Еще в 1867 году на этой плоскости можно было видеть следы многочисленных зданий, среди которых угадывались линии улиц. Здесь же были и разбросанные в разных местах каменные кресты.

В.А.Кузнецов полагает, что к Кубанской епископии относится и другой сохранившийся храм на левом берегу Теберды, в 15 км от Шоаны – Сентинский, переживший многое и сохранившийся до наших дней.

Падение Алании.

В ХШ веке Северный Кавказ подвергся татаро-монгольскому нашествию.

Аланы, так же как и другие горские народы, попали под власть завоевателей. В конце Х1У века Тамерлан совершил опустошительный поход на Северный Кавказ, дойдя до Эльбруса, расправляясь с аланами и черкесами огнем и мечом, стремясь подчинить их.

Аланы были изгнаны из районов верховья Кубани и Пятигорья и вытеснены в горные ущелья Осетии.

Падение Византии в 1453 году вызвало еще более жестокий натиск завоевателей на горцев Северного Кавказа.

Постепенно началось наступление ислама на Северный Кавказ, и северокавказские народы, бывшие когда-то христианами, были обращены в мусульманство. О временах, когда христианство широко распространялось по Северному Кавказу, напоминают древние культовые памятники, сохранившиеся до наших дней в ряде мест. Некоторые из них до сих пор еще слабо изучены учеными, а некоторые, находясь на древних путях и неизменно обращая на себя внимание необычностью для здешних горных мест, изучены достаточно хорошо.

К таким древним христианским памятникам относится и Сентинский храм в верховьях Кубани. Свои труды ему посвятили многие исследователи разных лет. В 1829 г. по заданию генерала Г.А. Емануеля храм осмотрел архитектор И.Бернардацци.

Бернардацци был первым европейцем в Х1Х веке, посетившим эту церковь. Он признает храм византийским и относит его сооружение ко времени Константина Великого. Бернардацци представил отчет о поездке Емануелю, а в 1830 г. в Журнале министерства внутренних дел (ч.3, кн.4, с.186-191) этот отчет был опубликован.

Заметки Бернардацци заслуживают того, чтобы они были приведены здесь, хотя бы частично.

«Прибыв 14 октября в новую Кумаринскую крепость, - пишет Бернардацци, - я вручил коменданту письмо к Горским князьям, которое немедленно и было к ним отослано…

Имел я свидание у коменданта с четырьмя горскими князьями, узнавшими о прибытии моем сюда. Я изложил им цель моего путешествия, прося потом о пособии с их стороны в моих разысканиях, но как на сие, так и на другие мои вопросы, они отвечали мне со свойственной им недоверчивостью, стараясь всячески отклонить меня от моих намерений. Несмотря на все представляемые ими затруднения, я твердо решился исполнить данное мне поручение, и на следующий же день положил отправиться к другой церкви,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»