Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Анализ систем специального образования в США, Великобритании, Швеции, России и Голландии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


индивида самому принимать решения, касающиеся его жизни.

В настоящее время в Швеции существуют следующие типы школ:

• Основная (обязательная регулярная) школа.

• Гимназия (средняя школа).

• Специальная школа для детей с нарушением интеллекта (обязательная -для детей с лёгкой степенью умственной отсталости и подготовительная – для детей с глубокой умственной отсталостью).

• Специальное обучение взрослых.

• Специальные школы для глухих, для лиц с нарушением зрения с сочетанной патологией, для детей с нарушением речи и ЗПР.

Обязательная специальная школа предназначена для учащихся с лёгкой или средней степенью интеллектуальных нарушений. Основными предметами в ней являются уроки речи, чтения, письма, счета.

Эта школа ставит перед собой задачи, максимально приближенные к массовой общеобразовательной школе. Подготовительная специальная школа предназначена для учащихся с более значительными интеллектуальными нарушениями. При этом многие ученики имеют сложные комплексные отклонения. Обучение сконцентрировано на социально-бытовой адаптации. Важнейшими элементами обучения является развитие общения и взаимодействия. Специальные школы для обучения детей и молодёжи с нарушениями зрения, слуха и речи находятся на попечении государства. В специальной школе наполняемость класса составляет примерно 5,3 ученика. Учащиеся специальных школ имеют дополнительные средства обучения, что, безусловно, повышает качество процесса обучения.

На сегодняшний день Швеция считается страной с относительно высоким уровнем интеграции учащихся с проблемами в развитии в систему массового образования. Специальное обучение является доминирующей формой помощи детям с нарушениями интеллекта. Количество умственно отсталых учащихся с 1989 /90 по 1993/94 учебные годы возросло с 10500 до 12400, т.е. на 8,5%. Предполагается дальнейший рост этого числа.

В соответствии с нынешним Законом об образовании Отдел специального образования может принять решение о том, что ребёнок должен быть направлен в специальную школу даже против воли родителей. Решение о направлении в специальную школу может быть опротестовано лицами, знающими ребёнка, в Апелляционной комиссии. Решение о направлении в специальную школу основывается на педагогических, психологических и медицинских исследованиях.

В настоящее время в Швеции пытаются внедрить психосоциальный подход, который включает познавательный взгляд на человека с социальной точки зрения и в плане жизненных перспектив. Другими словами, делается попытка развития уважения к различиям между людьми.

Интегрированное обучение в школах Санкт-Петербурга и Амстердама: сходства и различия.

Различия форм и содержания обучения вытекают из своеобразия исторических, культурных, политических, организационных, социальных и образовательных факторов. Данная таблица отражает опыт работы русских и голландских педагогов, который показывает, что, несмотря на значительные различия в двух системах, мы можем многому научиться друг у друга.

При обеспечении хорошей подготовки, визиты по обмену опытом могут привести не только к взаимному пониманию, но также и к критическому осмыслению увиденного. Самоанализ, как в России, так и в Голландии является существенным элементом в нашей заботе об улучшении качества обучения, которое мы предлагаем детям и, в частности, учащимся, которые без специальной заботы и внимания со стороны учителей не выживут в "сегодняшнем" весьма сложном мире.

Р О С С И Я Г О Л Л А Н Д И Я

Отношение со стороны общества. Вне всякого сомнения, следует отметить, что в течение почти всего ХХ века в России существовала определённая форма правления, которая лишь провозглашала социальное равенство, которого на самом деле не существовало. Необходимо помнить, что и в дореволюционной России общество не всегда являлось таким, которое гуманно относилось к людям с нарушениями в развитии. В голландском обществе существует более толерантное отношение к людям с проблемами в развитии, более терпимое. Можно думать, что это исторически сложившееся различие в отношении к людям с нарушениями в развитии является одной из причин, почему голландские политики в области образования были заинтересованы в интеграции детей с особыми нуждами на более ранней стадии и в более интенсивной форме, чем их русские коллеги.

Вопрос об обучении детей с проблемами в массовой школе. Если в Нидерландах беспокойство было вызвано ростом числа специальных школ, то в России наоборот недостаточным количеством специальных школ для детей с проблемами в развитии. В Нидерландах процентное число детей, посещавших школы специального образования в конце 80-х годов было в три раза выше, чем в России. Голландские политики встретились с фактом беспрецедентного роста количества специальных школ.

Характер специального образования. Специальное образование в России до конца 1990-х годов развивалось изолированно от системы массового образования. Русские специалисты не имели широкого доступа к международным образовательным идеям. Специалисты и политики находились под влиянием идей о социальной интеграции в США, Великобритании и Скандинавии.

Мнения специалистов Русские учителя считают обычным явлением то, что учащиеся до поступления в школу в возрасте 7 лет после диагностики могут быть разделены на категории:

• -одарённые дети

• -средние дети

• -дети с проблемами в обучении

• -дети, нуждающиеся в специальном обучении.

В России посещение одной и той же школы возможно от 7 до 16 лет. Именно в России наиболее часто задаётся вопрос о целесообразности направления учащихся, чьи уровни развития значительно отличаются, в один и тот же учебный класс. С точки зрения русских специалистов, это ставит учащихся в невыгодное положение. Учителя считают абсолютно нормальным, что дети в начальных классах обучаются в смешанных группах, и это не считается интеграцией. Интеграция рассматривается лишь только в отношении учебных планов.

В Голландии дети от 4 до 12 лет посещают начальную школу.

Подход специалистов к проблеме интеграции. В России отношение к интеграции более осторожно. Многие массовые школы не имеют ещё возможностей обеспечить детей с особыми нуждами необходимой для них помощью. В русских школах с их сильными традициями фронтального обучения будет сложнее ввести индивидуально разработанные уроки. В настоящее время в России, кроме идеологических соображений, существует целый ряд прагматических, поэтому интеграция представляется привлекательной, так как весьма проблематично создание специальных учреждений для проблемных детей в условиях финансовой нестабильности. Голландские специалисты и политики интерпретировали слова "как можно больше" более свободно, чем русские коллеги. Возможно, это связано с распространённой оптимистической точкой зрения на возможность обучения в системе массового образования. Голландские школы имеют больший опыт обучения на различных уровнях внутри класса или группы.

Разные типы интеграции Русская модель подходов более тесно относится к описанию социальной интеграции. Различие определяется структурой процесса обучения в массовой школе. Тип фронтального обучения имеет намного меньше возможностей для интеграции по учебным планам. В России существует тенденция к созданию раздельных классов с разным уровнем подготовки учащихся к обучению. Разумеется, фронтальный подход имеет свои положительные стороны, однако индивидуальный подход к каждому учащемуся выражен слабо.

Примечание: социальная интеграция имеет место в тех случаях, когда учащиеся с особыми нуждами занимаются отдельно, но в то же время имеют контакты со сверстниками. Например, может быть организован отдельный класс внутри массовой школы, где для учащихся с особыми нуждами проводится часть занятий с их сверстниками из массовых классов. Голландская модель подходов более соответствует интеграции на уровне учебных планов. Система обучения индивидуально ориентирована, возможно разделение класса на три разных уровня обучения. Ярко выражен индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Примечание: интеграция на уровне учебных планов относится к тем случаям, когда учащиеся с особыми нуждами занимаются в том же классе и с тем же учителем, что и дети массового класса. Это не исключает возможности, что с некоторыми из них в специальных группах отдельно от всего класса в течение определённого периода школьного дня проводятся коррекционные занятия.

Проблемы специалистов В практике русских специалистов используется не приглашение в школу для проведения консультаций и выдачи рекомендаций, а постоянно работающие специалисты. Логопеды, специальные педагоги, психологи и социальные работники входят в штат сотрудников школы. Различие вызвано размерами школ: русские школы намного больше голландских.

Система русских школ является необычной для Голландии, где специалисты работают во внешних учреждениях, оказывая консультативную помощь в школах. Положительным в этом является то, что сотрудники школы мало влияют на работу специалистов.

В начале 90-х годов многие школы ввели должность внутреннего координатора, специализирующегося в работе с проблемными детьми, в качестве постоянного сотрудника школы. Во многих школах эти координаторы также выполняют роль посредника между школой и внешними специалистами. Координаторами являются только учителя, прошедшие дополнительное обучение.

Организация школ для детей с трудностями в обучении В России выделение категории детей с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами (обычно определяемых как "дети с задержкой психического развития") началось позже, чем в Голландии. Первые школы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»