Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Анализ феномена культуры в философских воззрениях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


деятельность является деятельностью не какой-либо единственной особи или множества раз-розненных особей, а особым видом сопряженной коллективной дея-тельности. Если коллективы живых существ, имеющих природную ос-нову, осуществляют исключительно биологическую по своему характе-ру, заданную генетически и транслируемую в наследственном коде по-ведения животных, деятельность, то человек в процессе культурной жизнедеятельности, напротив, включается в коллективность, создавая социальную общность. Его деятельность в социальной системе опреде-ляется не биологической необходимостью, а постоянно меняющимися программами, отвечающими изменяющимся условиям и возможностям деятельности, и эти программы передаются не биологическим путем, а посредством культурных кодов.

Далее, животное существо, обеспечивая своей активностью соб-ственное существование, не преобразует себя и среду своего обитания, тогда как человек в процессе своей деятельности не только приспосаб-ливается к среде, но и приспосабливает природу, согласно своим по-требностям, преобразуя ее. В конце концов, он выходит на создание особой среды - искусственно созданного мира культуры, Но он этим одновременно преобразует и себя, как свою внешнюю, телесную приро-ду, так и свой внутренний мир.

В процессе деятельности человек вычленяет себя из среды, на ко-торую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природ-ными, иными - социокультурными, и делает эти связи предметом особо-го воздействия, На философском языке это означает превращение чело-века в субъекта деятельности и появление объекта, на которую она на-правлена. Очевидно, что объектом выступает уже не природа, т.е. не только природа, а все то, что вовлекается в процесс преобразования и воздействия субъекта. Субъектом также выступает не единичная особь, индивид, а носитель культурно-исторической активности, имеющий различные конкретные социокультурные характеристики. Важно отме-тить и то, что в самом социальном субъекте предполагается определен-ное структурирование в виде со-субъектов, между которыми устанавли-вается межсубъектное отношение -важное условие культурного процес-са.

Понимание культурной деятельности как субъектно-объектного отношения особого рода естественно по-иному ставит вопрос о побуди-тельных механизмах (мотивах) ее и самом характере. Мотивами высту-пают уже не биологически заданные потребности, врожденные индиви-ду или роду, а особые, культурные, изначально простые, но постепенно развивавшиеся и усложнявшиеся. В мотивационную характеристику субъекта включаются такие элементы, как способности и умения, кото-рые в совокупности с потребностями создают необходимый и доста-точный механизм для порождения деятельности.

Поскольку человеческая деятельность детерминирована не био-логическими механизмами, а «сущностными силами человека» (К. Маркс), то и удовлетворение их достигается не природными предмета-ми, а особыми, возникшими в ходе и результате этой деятельности, да-же если в их основе имеется и природное субстратное начало. Таким образом, культурная деятельность - это деятельность по созданию ново-го, не имевшегося в природе и не могущего возникнуть по ее собствен-ным законам.

Это означает, что творческое начало в человеческой деятельности само получает развитие, приводя к созданию все более высоких в ду-ховно-ценностном смысле предметов культуры. Это не значит, что в ней не заключен или полностью будет устранен момент рутинной дея-тельности, воспроизводящий (репродуцирующий) уже достигнутый уровень культуры, Но развивающаяся культура отмечена более повы-шенной креативной, творческой, продуктивной способностью, нежели репродуктивной.

Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта отличается еще одной важнейшей особенностью: своей свобо-дой. Она не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов. В противном случае мы не имели бы права говорить о человеке как субъекте культурной деятельности. Культурная деятельность - не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости процесс. А целенаправленный, сознательный и свободно ориентированный, предполагающий столь же свободный вы-бор средств осуществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле она является сущностной характеристикой культуры. Ко-нечно, каждый раз она реализуется в определенных условиях, при нали-чии конкретных предпосылок, в особенности материальных возможно-стей, предоставляемых уже достигнутым уровнем развития культуры. Таким образом, речь не может идти ни об абстрактном понимании сво-боды, ни о ее абсолютном воплощении. Каждый раз свобода имеет кон-кретные формы своей культурной реализации, составляющие основу ее объективных возможностей. Но в любом случае, вне ее культурная дея-тельность бессмысленна и невозможна, она является ее универсальным принципом.

В культурной деятельности человек постоянно стоит перед выбо-ром решения, перед возможностями направить ее по различным кана-лам, с учетом своих целей, возможностей или желаний. И опять-таки, одним из важнейших показателей культурного прогресса является сте-пень раскрепощения человека от природных детерминаций, постепен-ного освобождения его от жестких цепей социального принуждения, ог-раничений, запретов и регламентаций традиционного общества, увели-чении степеней индивидуального выбора и расширение горизонта лич-ной свободы. С развитием культуры, особенно материальной, общество в целом повышает уровень гарантий свободного развития, а вместе с этим растет значимость индивидуальной свободы как одной из высших ценностей. Культурная деятельность характеризуется творческим, сво-бодным и созидательным началами.

Итак, обобщая имеющиеся определения и понятия культуры, мы можем выделить следующие подходы и понимания этого сложного фе-номена:

1. Культура – это совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.

Первая точка зрения известна как ценностный поход к культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной по от-ношению к человеку данности – «Совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии»(118).

По мнению ряда авторов /А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.А. Зворошин, Г.Г. Карпов, В.А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, Г.Ф. Францев и др./, совокупность материальных и ду-ховных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Таким образном, человек всегда действует в рамках общече-ловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. Основные проблемы, которые рассматриваются авторами данного научного направления исследований культуры, касаются цен-ностей, их структуры, объекта и субъекта.

Исследования культуры как совокупности ценностей позволяют определить, что считается важным и полезным в педагогической дея-тельности и воспроизводиться в ней, как развиваются представления педагогов о предмете, целях, содержании, методах педагогического процесса в конкретной реальности.

Но, вряд ли, исследование культуры как социального и педагоги-ческого явления можно ограничить лишь анализом ее аксиологического аспекта. Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как стати-ческое явление, как набор ценностей, образовавшегося в процессе исто-рического развития общества и являющимся его результатом, но не как процесс. При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не позволяют с достаточной полнотой исследовать его внут-реннюю сферу.

2. Культура – это совокупность средств, сил и способностей, ко-торые характеризуют самого социального субъекта.

Особенность второй точки зрения (личностного подхода) состоит в том, что ее сторонники /Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костома-ров, Л.Н. Коган, В.К. Келле, Л.К. Круглова и др./ подходят к определе-нию культуры с точки зрения человеческой личности, понимая под культурой ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют че-ловека как универсального субъекта общественно-исторического, сози-дательного процесса. Так Л.Н. Круглова считает, что «культура» - это исторически конкретная система способов и результатов развития сущ-ностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения по-требностей общества, отдельных социальных групп и личности». Рас-сматривая культуру «...... сквозную общественную систему, пронизы-вающую все стороны жизни общества» /86/, В.М. Межуев понимает под культурой «...... не только станки, машины, произведения искусства, на-учные работы, созданные людьми, но и самих конкретных людей, во всем многообразии и всесторонности своих жизненных проявлений, во всей полноте своего индивидуального бытья» /119/.

Л.Н. Коган, подчеркивая основную социальную функцию куль-туры человечества, видит главную цель культуры-формирования опре-деленного типа личности /79/.

При личностном подходе к понятию «культура» человек высту-пает в качестве субъекта культуры, и как приемник исторического на-следия, и как творческое начало истории. При таком понимании культу-ры оказывается, что приобщение к ней индивида является моментом личной биографии каждого человека. Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за оптималь-ность этого процесса и перед индивидом и перед собой. Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образова-ния, которую следует рассматривать как общественный институт фор-мирования личности в качестве субъекта культуры.

3. Культура – производное человеческой деятельности.

Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным характеризует культуру

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»