Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Анализ феномена культуры в философских воззрениях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Выявление педагогической культуры учителя как явления, кото-рое требует особого внимания, обусловлено спецификой педагогиче-ской деятельности и непрерывным повышением требования к личности педагога.

Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необхо-димость подготовки будущих учителей, которые обладают общей и пе-дагогической культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные и жизненные во-просы.

Понятие «Педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, но нет специальных работ, посвященных целостному теоретическому изучению данного феномена. Как научное понятие «педагогическая культура» не раскрыта не в педагогическом словаре, не в педагогической энциклопедии, не в имеющейся педагоги-ческой литературе. Тем не менее, в связи с анализом собственной педа-гогической деятельности, изучением педагогических способностей, пе-дагогического мастерства учителей, преподавателей ВУЗов данная про-блема нашла отражение в работах С.И. Архангельского, А.А. Деркача, А.А. Исаева, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максилова, А.Т. Ма-инко, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевича, Г.И. Хозяинова и других. Ана-лиз современной специальной литературы позволяет выделить несколь-ко направлений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры.

Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была поставлена А.В. Барабанщиковым /18/. Понимая педагогическую культуру преподавателя как определен-ную степень овладения им педагогическим опытом человечеству сте-пень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности. автор выделяет слагаемые педагогиче-ской культуры. К ним он относит педагогическую эрудицию и интелли-гентность, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических ка-честв, педагогическое общение и поведение, требовательность, потреб-ность в самосовершенствовании. В данном подходе определены пер-спективные направления изучения педагогической культуры как слож-ного системного образования. Вместе с тем, данная характеристика пе-дагогической культуры послужила основой для дальнейшей разработки теории и практики педагогической культуры преподавателя различных типов учебных заведений.

В частности, исследования последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В. Ива-нова, А.И. Лобач) построены в основном на концептуальных положения данного направления. Т.В. Иванова рассматривает педагогическую культуру учителя через такое личностное образование, как способности: способность общаться с культурой, способность к культурным сужде-ниям и т.д. Е.Б. Гамаш в своем исследовании выделяет 3 группы качеств личности учителя как проявление его педагогической культуры: про-фессионально-этические, личностно-профессиональные и гражданские.

Довольно часто среди исследований встречается подход к опре-делению педагогической культуры как к определенному уровню разви-тия личности педагога. Так А.И. Лобач, считает, что педагогическая культура – это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспе-чивают эффективность деятельности педагога /107/.

Особый интерес для нас представляет исследование И.Ф. Исаева, в котором он рассматривает профессиональную педагогическую куль-туру, как меру и способ творческой самореализации личности препода-вателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленную на освоение, передачу и создание педагогических ценно-стей и технологий /67/.

Такой подход к пониманию педагогической культуры, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпо-сылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный по-казатель профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального самосовершенствования.

Таким образом, существуют многообразные подходы к этому сложному явлению. Сравнительный анализ различных подходов к опре-делению сущности и структуры педагогической культуры даст возмож-ность исследователю этой проблемы раскрыть свою научную позицию и обосновать ее на базе того теоретического и практического материала, который был заложен предшествующими работами. сохраняя опреде-ленную преемственность их научных идей и концепций.

Одна из особенностей современной науки состоит в переходе от аспектного исследования, которое обхватывает одну сторону, и ком-плексному изучению объекта как многомерного целого. Вопросы разви-тия педагогической культуры необходимо рассматривать как комплекс-ную проблему, которая включает соотношение общей и педагогической культуры, взаимодействие ее структурных компонентов, выявление за-кономерностей и условий ее развития.

Исходя из этого, педагогическая культура как элемент педагоги-ческой системы рассматривается нами в единстве ее взаимодействую-щих структурных компонентов. Необходимо отметить, что выделение педагогической культуры в структуры общей культуры личности и оп-ределение ее содержания, до известной степени, носит условный харак-тер, и возможно лишь теоретически, с целью раскрытия ее сущности, структуры взаимосвязи компонентов, выявление критериев и уровней его сформированности. Такой подход необходим для того, чтобы уви-деть данное явление глубже, полнее. Являясь целостной системой, педа-гогическая культура обладает свойствами целого, не сводимыми к свой-ствам отдельных ее компонентов. «Отражая диалектическую, много-уровневую природу педагогической культуры, ее целостной, развиваю-щий характер, - пишет И.Ф. Исаев, - компоненты этой системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее исследова-ния, сохранения и развития» /67/.

В своем исследовании мы остановились на тех компонентах пе-дагогической культуры, которые, с нашей точки зрения, являются базо-выми, системообразующими, позволяющими судить об уровне развития педагогической культуры, обладая которыми учитель может реализо-вать себя как личность и как специалист.

Кроме этого, выбор компонентов педагогической культуры обу-словлен рамками предмета «иностранный язык», средствами которыми мы будем развивать общую и педагогическую культуру студентов. Как показало социальное изучение психолого-педагогической литературы сущность педагогической культуры рассматривается в различных ас-пектах.

Такие педагоги, как Я.А. Каменский, А. Дистервег, А.В. Луна-чарский, А.Г. Макаренко, О.З. Краснова, А.И. Лобач, И.А. Невский и многие другие рассматривают педагогическую культуру как интергра-тивное качество личности, проекцию его общей культуры в сферу про-фессии.

Определяя культуру, как сквозную характеристику всего общест-ва А.В. Барабанщиков считает, что исходным началом педагогической культуры служит общая культура. Связи между ними настолько непо-средственны, что с полным основанием можно утверждать: педагогиче-ская культура является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса. /19/.

В монографии «Трудный успех» И.А. Невский так характеризует педагогическую культуру учителя: «Будучи частью общей культуры и отражением и проявлением, педагогическая культура является системой духовных ценностей, выполняющих регулятивные функции, направ-ляющих деятельность учителя, определяющих его влияние на окру-жающих» /124/.

По мнению Н.Е. Воробьева, педагогическая культура – это мера творческого присвоения и преобразования накопленного культурного человеческого опыта. Исходным началом, фундаментом педагогической культуры служит общая культура личности педагога» /37/.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что педагогическая культура есть некоторая целостность, характеризующаяся наличием свойств, качеств, ориентаций, учителя, позволяющая развиваться ему в гармонии с общей культурой, причем не только не вступая с ней в кон-фликт, но и внося в ее развитие посильный вклад.

Но было бы неверно полагать, что каждый человек, который ха-рактеризуется высокой общей культурой, обладает профессиональной педагогической культурой. Последняя имеет свои аспекты, характери-стики, компоненты.

Если в отношении взаимосвязи общей и педагогической культу-ры наблюдается единство мнений, то в плане определения содержания педагогической культуры, выявления ее структурных компонентов су-ществуют различные точки зрения. В понятии педагогическая культура «выделяют такие компоненты, как педагогическое мастерство (Н.М. Бавченко, А.В. Барабанщиков, С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Лев-ков, А.И. Лобач, Г.Н. Оботурова, и др.); педагогические знания (Т.Ф. Белоусова, В.М. Галузинский, В.В. Запевина, Е.Ф. Логинова, И.Н. Нев-ский, А.Н. Растрыгина и др.); педагогические умения (В.В. Гаврилюк, О.З. Краснова, А.И. Лобач, И.А. Нейштатд, В.И. Писаренко и др.); лич-ностные качества учителя (Н.М. Бавченков, С.Б. Елканов, С.В. Заха-ров, М.Н. Скаткин и др.); стремление к самосовершенствованию (В.М. Галузинский, С.Б. Елканов, Н.В. Воробьев, Т.В. Иванова, и др.); педагогическое творчество (Т.Ф. Белоусова, Н.Е. Воробьев, В.К. Су-ховецева, Л.А. Нейштатд, и др.); педагогический опыт (А.В. Барабан-щиков, Л.М. Герасимов, В.А. Мартынов, В.П. Фоменко и др.) и другие компоненты.

Анализ различных определений понятия педагогической культу-ры личности, которые встречаются в психологической педагогической литературе, позволяет нам утверждать, что среди структурных компо-нентов педагогической культуры чаще всего называются личностные качества. /70%/.

Придавая важное значение педагогической культуре учителя, К.Д. Ушинский указывал: «... многое зависит от личности непосредст-венного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»