Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Анализ феномена культуры в философских воззрениях

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


студентами как творческий процесс, не подавляя их инициа-тивность и изобретательность, создавая условия для полного творческо-го самовыражения и самореализации /67/.

Творческая активность деятельности учителя характеризуется: необходимостью, оригинальностью, динамизмом, мобильностью, под-вижностью, пластичностью мышления, развитым воображением, ини-циативой, постоянным поиском нового, стремлением достичь нового.

Особенности педагогического творчества позволяют понять пол-нее взаимосвязь педагогического творчества и педагогической культу-ры, их взаимообусловленность.

Одним из условий возникновения педагогического творчеств яв-ляется высокая общая и педагогическая культура учителя, овладение мастерством, умением оптимально выбирать методы и приемы обуче-ния и воспитания. Второе условие – социальный опыт, умение видеть в сегодняшнем развитии завтрашние задачи.

Говоря о шестой взаимосвязи педагогической культуры и педаго-гического творчества, можно утверждать, что педагогическая культура представляет собой явление динамичное, постоянно изменяющееся в процессе своего развития, приобретающее все новые оттенки и черты.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что чаще всего среди структурных компонентов педагогической культуры называют: личностные качества /66,9%/, профессиональные знания /66,2%/ и уме-ния /56,8%/, педагогический опыт /16,8%/, творческий подход к реше-нию педагогических задач /30%/.

Но, несмотря на многообразия компонентов педагогической культуры, мы не встречаем такого важного компонента, как педагогиче-ская интуиция.

По нашему мнению, педагогическая интуиция является одним из системообразующих компонентов педагогической культуры, опреде-ляющим моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслиться без чутья, пред-видения, интуиции, импровизации.

Если учесть неполноту и приблизительность информации, кото-рой располагает педагог, многообразие возможных вариантов, ограни-ченность времени для поиска решений, то становится понятием, что в таких условиях точный расчет очень часто просто невозможен, а ин-туитивное предвосхищение может оказаться точнее всяких логических выкладок. Интуиция, педагогическое чутье часто заменяют опытному учителю логические рассуждения.

Понятие «интуиция» не является понятием устоявшимся и одно-значно определенным. Словари дают самые различные определения: «Знания, возникающее без осознания путей и условий его получения» /85/; « способность постижения истины «путем прямого ее усмотрения, без основания с помощью доказательства» /16/.

Интуиция является сложным феноменом , который рассматрива-ется в философской (гносеологической, эстетической), психологиче-ской (психология творческой деятельности, психология личности, пси-хология мышления, психология эмоций, психология принятия решений) и различный специальной (биологической, медицинской, нейрофизио-логической и другой) литературе. Но более важными с точки зрения изучения сущности интуиции являются философские и психологиче-ские теории.

Философия рассматривает интуицию лишь как продукт познава-тельной деятельности человека. Изучение конкретных механизмов ре-шения познавательных задач не составляет задачи философии, эта за-дача в первую очередь психологии.

В целом психология является тем звеном, без которого невоз-можно создать полноценного феномена интуиции. Если философский аспект рассмотрения философии заключается в выяснении способа по-лучения, изменения, движения знания, в поиске методологической ос-новы, в выяснении социальных корней, то психологический – в рас-смотрении феномена интуиции с точки зрения психологической дея-тельности и состояний выяснения действующих механизмов психики. Этот подход важен и потому, что позволяет рассматривать интуицию в любом конкретном виде деятельности.

В психологии интуиция рассматривается как новообразование в психологии человека, которое основано на знание и опыте, которые оп-ределяют действия человека как бы без предварительного анализа, мгновенно, но вдохновенно. Она помогает найти правильное решение в условиях недостаточности информации и времени, на основе ориенти-рованного поиска и экстраполяции. А такой дефицит всегда огромен там, где дело касается живого человека.

Педагогическая интуиция не случайное явление, а закономерный и важный компонент творческой деятельности учителя, его педагогиче-ской культуры, выступающей как средство оперативной корректировки педагогического замысла.

По источнику возникновения интуиция может быть чувственной (в том числе физиономической) и интеллектуальной (творческой).

В общих чертах интеллектуальная интуиция – это постижение истины умом, а чувственная – это познавательная деятельность: резуль-тат ее – вербализованная истина в виде понятия, закона, идеи. Здесь об-разно-эмоциональные формы мышления приводят к «прорыву» невер-бализованных образов, эмоций в формы слова, к словесной формули-ровке мыслительных образов или выстраиванию ассоциативной цепи по самым неожиданным основаниям. Чувственная интуиция – это преобра-зованная деятельность (практическая), в которой знания «знание возни-кает и существует» т.е. играет вспомогательную орудийную роль, где вербализованные логические понятия входят в образно-эмоциональные модели мышления, где непосредственное мышление может быть невер-бализованно, а воплощено сразу в действие, образы чаще наглядны и связаны именно с чувственным уровнем /43/.

Компоненты (слагаемые) чувственной интуиции: острая наблю-дательность, цепкая память, быстрые ассоциации, безупречная логика. Основной принцип чувственной интуиции – принцип теста: по деталям о целом, по малому о малом.

Надо сказать, что многие опытные педагоги владеют в совершен-стве чувством интуиции.

Высшим проявлением интуиции является интеллектуальная (творче-ская) интуиция, т.е. по определению Е. Н. Князева «достижение состоя-ния инсайта, само достраивания – переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры.

Творческая интуиция возникает у человека только на уровне высшего проявления мастерства, когда есть уже глубокие знания своего предмета и необходимый опыт, когда необходимая информация выво-дится из-под контроля сознания, вытесняется автоматизмы, отпускается в подсознание. В результате освобождается поле для свободного конст-руирования, для игры ума, для интуитивного видения, для вспышек и озарения.

Кроме того, успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько удалось исследователю освободится от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем со-кратить увлеченность задачей.

В своем развитии творческая инициатива проходит несколько этапов. Английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 стадии: подготовку (охват максимально возможного разнообразия элементов знания), со-зревание (переоценка ценностей знания), озарение (прорыв в незнаемое) и проверку. Центральным моментом считается - интуитивное охватыва-ние искомого результата.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что даже высший уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитость не-обходимых личностных качеств не обеспечивают полного становления педагогической культуры, т.к. остается несформированной педагогиче-ская инициатива, которая предполагает:

1. Способность к прогнозирования, умению предугадать, пред-восхитить все те ситуации, которые могут возникнуть в ходе педагогической деятельности;

2. Способность к педагогической импровизации, нестандартном, неожиданном подходе к организации учебно-воспитательного процесса;

3. Эвристическое мышление, быструю ориентацию, острую на-блюдательность, цепкую память, безупречную логику;

4. Широту ассоциаций, легкость ассоциирования отдельных по-нятий.

5. способность студента к узнаванию, к распознаванию образа по детали, к свертыванию мыслительных операций, к аналогии;

6. степень оперативности принятия решений в условиях дефицита времени и информации.

Таким образом, педагогическая интуиция – дни из ведущих ком-понентов педагогической культуры, важнейшее качество педагога, оп-ределяющее моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслится без чутья, предвидения, интуиции.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по-зволил прийти к выводу, что педагогическая культура, являясь специ-фическим приложением общей культуры, представляет собой больше интегральное социальное качество личности преподавателя, которое объединяет процесс и результат педагогической деятельности, обоб-щенный показатель профессиональной компетентности и цель профес-сионального самовоспитания.

Педагогическая культура – это осознанная система, которая включает в себя профессионально – значимые личностные качества пе-дагога, профессионально – необходимые знания, умения и навыки, пе-дагогический опыт, творческий подход к решению задач обучения и воспитания, педагогическую интуицию; целостная система, которая имеет собственную организацию, избирательно взаимодействует с ок-ружающей средой и обладает интегративным свойством целого, не сво-димого и свойствам отдельных частей.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»