Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Виды и типы уроков истории

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


значение победы на поле Куликовом?

Урок изучения нового материала весьма часто строится на сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информа¬ции. Он характеризуется многообразием методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизи¬ровать их деятельность как на репродуктивном, так и на твор¬ческом уровне, что обеспечивается постановкой и решением проб¬лемных вопросов и заданий.

Умения работать с книгой, строить связный пересказ содер¬жания параграфа, исторической картины, других видов иллюст¬ративного материала, самостоятельно формулировать выводы, анализировать и обобщать исторические факты на основе их опи¬сания в учебнике, документах, наглядных пособиях, составлять простой и развернутый план, тезисы, реферат и многие другие, перечисленные в программе, наиболее интенсивно формируются в V—VIII классах в ходе обсуждения нового материала, подго¬товленного дома по учебнику. Уроки такого типа характеризу¬ются постановкой специальных упражнений с показом учителем того, как надо подготовить урок дома, на что обратить внима¬ние, над какими вопросами подумать. Предварительное ознаком¬ление с новым материалом по учебнику дома расширяет воз¬можности для прочного усвоения основного содержания и фор¬мирования различных умений учащихся. Обсуждая с учениками полученную из учебника информацию, учитель разъясняет труд¬ные вопросы, приводит дополнительные яркие факты, обращает внимание на иллюстративный материал и др.

Самый распространенный тип урока в средних классах — комбинированный урок. Он имеет много достоинств: благодаря опро¬су устанавливается ясная картина глубины и прочности знаний учащихся по содержанию пройденного материала, генетически связанного с данным уроком. Такая связь обеспечивает понима¬ние учащимися идеи развития, формирует исторический подход к явлениям и событиям. В процессе опроса наиболее полно осу¬ществляется контроль за знаниями и умениями, при этом проис¬ходит формирование и развитие таких умений учащихся, как связно описывать события и явления, работать с исторической картой, составлять тематические и синхронистические таблицы, письменно составлять план ответа и др.

Место и тематика уроков обобщения запланированы програм¬мой по каждому курсу истории. В учебниках помещены специ¬альные параграфы или заключения к главам и разделам, где из¬ложено основное содержание таких уроков, дан перечень вопро¬сов и заданий, руководствуясь которыми учитель строит такие уроки. Ввиду особой важности уроков обобщения для формиро¬вания системы знаний и закрепления в памяти учащихся важ¬нейших фактов, понятий и идей программой выделены часы на их 'проведение. Так, в программе по истории древнего мира ука¬заны семь уроков обобщения по важнейшим темам и два урока итогового повторения в конце учебного года, определены основные вопросы содержания каждого такого урока. Например, на уроке по теме «Древний Египет» знания учащихся обобщаются по двум вопросам:

1) Основные черты рабовладельческого строя.

2) Использование религии и культуры в классовых интересах рабовладельцев.

На уроках итогового повторения знания обоб¬щаются по вопросам:

1) Древнейшие очаги цивилизации Древне¬го Востока и античного мира.

2) Основные черты и место в ми¬ровой истории первобытнообщинного и рабовладельческого строя.

3) Вклад народов древнего мира в развитие мировой культуры, его значение для современности.

В программе по истории средних веков тоже определены уро¬ки обобщения по некоторым темам и по всему курсу, дан пере¬чень основных положений, подлежащих рассмотрению на этих уроках.

Тема и план повторительно-обобщающего урока с указанием параграфов учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за два-три дня до его проведения. Обычно это делает¬ся на предыдущем уроке. На самом уроке в ходе индивидуаль¬ных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы об¬суждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель ста¬вит дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда устное обсуждение содержания сочетает¬ся с выполнением письменной работы: составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по новому для уча¬щихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с соответствующими теме урока параграфами учебника, изученны¬ми ранее и еще раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения. Урок обобщения с включением лабораторной работы позволяет учащимся проявить учебные умения, показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и при¬менение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого ученика.

Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявля¬ется уровень усвоения учащимися основных исторических фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития об¬щества, решающей роли народных масс в историческом процессе и многих других идей. Эти уроки развивают логическое и исто¬рическое мышление учащихся, контролируют качество знаний и умений учащихся.

Урок повторения, проверки и учета знаний имеет, как прави¬ло, такую структуру:

1) краткое вступительное слово учителя о цели урока и тематике тех знаний, которые будут повторяться и проверяться устно или письменно (по карточкам) с обязатель¬ным использованием соответствующих наглядных пособий и т.д.;

2) повторение, проверка и учет знаний методами устного опро¬са с привлечением учащихся для поправок и дополнений, анали¬за и рецензирования ответов товарищей; фронтальной беседы; опроса с составлением на классной доске плана, хронологиче¬ской или тематической таблицы, схемы политического строя и т. п. Письменная проверка знаний содержания пройденного ма¬териала и др.;

3) домашнее задание.

Каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории как учебного предмета, но в то же время спо¬собствует и наиболее интенсивному решению той или иной сто¬роны процесса обучения, открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов урока, в других—отдается предпочтение тому типу урока, объем и харак¬тер учебной информации которого позволяет учителю организо¬вать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, когда они должны добывать знания и приобретать необходимые умения. Учитель должен видеть все многообразие типов уроков, рационально применять их в конкретных условиях.

2. Виды уроков

Каждый из названных типов уроков в зависимости от харак¬тера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Так, уро¬ки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном классе курса. Различны и виды таких уро¬ков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское занятие, урок - экскурсия.

Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся редко, главным образом в конце учебной четверти, по¬лугодия, года, когда необходимо проверить и оценить знания большого количества учащихся. Однако очень важно, чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и умений всего класса.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и яв¬лений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории (особенно в V—VIII классах) наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его мо¬гут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно должно служить подготовке учащихся к изуче¬нию нового. Основное время отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя органи¬зуется изучение нового материала, а затем проводится проверка первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой вы¬полнения домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала, когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках комбинированного урока.

Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем лите¬ратуры и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащи¬мися.

Уроки, целиком посвященные изучению но¬вого материала (лекции), и уроки семинарского типа, открываю¬щие возможности для всех видов самостоятельной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»