←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.
На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.
Папа Вадима К. сказал: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой».
Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.
В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.
Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: «Мы все стали одной большой дружной семьей».
Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.
С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования.
Анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях (диаграмма1,2).
Диаграмма 1.
Диаграмма 2
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских отношений
- средний уровень детско-родительских отношений
- низкий уровень детско-родительских отношений
На низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья из двадцати; 14 (70%) семей перешло на высокий уровень детско-родительских от-ношений; 5 (25%) семей - на средний уровень (сравнительный анализ данных кон- статирующего и контрольного этапов эксперимента отображены в диаграмме 3,4).
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских отношений
- средний уровень детско-родительских отношений
- низкий уровень детско-родительских отношений
Из результатов диаграммы мы видим, что произошла тенденция к улучшению детско-родительских отношений, у большинства детей тревожность снизилась до оптимального уровня. Одна (3%) семья Игоря Р. Осталась на низком уровне детско-родительских отношений, но улучшение заметны и в этой семье. Игорь стал добрее по отношению к другим детям, более открытым, весёлым.
На наш взгляд, индивидуальные занятия с этой семьёй, помогут или справиться с существующими у них проблемами во взаимоотношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.
Тревожность влияет на психическое здоровье детей.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.
2.Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.
3.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна.
-М., 1995.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.
6.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 1987.
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.
8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». –СПб., 2000.
9.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 1986.
10.Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.
11.Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.-М., 1988.
12.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999.
13.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 1969., №1.
14.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.-М., 1994.
15.Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
16.Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы.-М., 1996.
17.Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.
18.Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
19.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.
20.Психология страха: Популярная энциклопедия.-М.,1999.
21.Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,1983.
22.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М.,1995.
23.Сатир В. Как устроить себя и свою семью.-М.,1992.
24.Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000.
25.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.
26.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
УРОВНЯ ЗНАНИЙ О РЕБЁНКЕ
1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?
5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»?
6.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные «Почему»?
8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
10.Решаете ли вы с ним его проблемы?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)
Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|