Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


школах и школах-интернатах для детей с дефек¬тами умственного и физического развития.

В среде несовершеннолетних практически бес¬препятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) сте¬реотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и же¬стокостью по отношению к другим людям.

Острый психологический кри¬зис несовершеннолетних, усугубляемый от¬сутствием к ним внимания и доверия со сто¬роны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.

Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин де¬формаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка, построение процес¬са воспитания, способствующего развитию нор¬мальной личности.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказы¬вает подросткам и детям всестороннюю по¬мощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охра¬няет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способ¬ного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким пре¬образованиям, он не получает биологических га¬рантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, что¬бы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он дол¬жен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной куль¬туры, социального образования и воспи¬тания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным прост¬ранством и его временными характерис¬тиками. Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной политики, образования и социальной работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попе¬чительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организа¬ции, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно раз¬вивалось в 20—30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).

На рубеже 70—80-х гг. общественные потребнос¬ти, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах ут¬верждалась идея целенаправленной социально-педа¬гогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам соци¬альной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался сла¬бым организационным, кадровым, материально-фи¬нансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необ¬ходимость учредить институт социальных педаго¬гов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населе¬нием в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в высших и средних специаль¬ных учебных заведениях введены специальности «Со¬циальная педагогика» и «Социальная работа».

Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила истории де¬лает ее неисчерпаемым источником обо¬гащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потен¬ции; овладевая личностью, они произво¬дят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее куль¬тура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преем¬ственностью, в свою очередь обусловлен¬ными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаи¬мопонимание людей, равно как и куль¬турное наследование.

Любой человек имеет социальную при¬надлежность и, следовательно, социаль¬ные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комби¬нации элементов культуры, приобретае¬мых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культур¬ного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития со¬зданы совместными усилиями всех куль¬турных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не пре¬кращалось никогда. Со¬знание определяется преимущественно характером общества, к которому при¬надлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состо¬ит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.

Нация — это идея, про¬низывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической исто¬рии — это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данно¬му, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значе¬ние.

Таким образом, национальное воспита¬ние следует понимать как введение инди¬вида в духовную культуру, в историчес¬кую филиацию основных идейных стрем¬лений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного дости¬жения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом

Занимаясь ежедневными делами, чело¬век вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конеч¬ном счете движущая сила истории, а вос¬питание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.

Потребность в осмыслении жизни озна¬чает появление самоуважения, а в даль¬нейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движу¬щие человеком, тесно связаны с представ¬лениями о ценностях. Нередко потребнос¬ти зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия лич¬ностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.

Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мыш¬ления занимают выдающееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходи¬ли за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемствен¬ности культуры немыслим какой бы то ни было прогресс.

В социологическом плане воспитание — означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится в контакте. Социологии предстоит разработка фундаментальных вопросов воспитания, проведение крупномасштабных исследований, раскрывающих основные черты и особенности новых экономических и социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, так как они связаны с формированием личности, переориентацией общественного и индивидуального сознания.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается Воспитывать по старинке “огулом” легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»