Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Вольдорские школы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа по предмету:

Педагогические теории, системы, технологии

Выполнил: Принял:

Студент группы 17-31

Люкшин А. А.

Ижевск 1999

… Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сей¬час целые народы, может быть все человечество в целом, пы¬таются осознать кошмар этого столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая деградация и т.д., и т.п.), пытаются, как бы очнуться от его ужасов, стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что силы, вызывавшие все это, более не действуют. Эти силы, ко¬ренящиеся в нашем сознании, весьма активны—и вспышки чудовищного национализма или же безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их проявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные и свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе, имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия.

А Пинский.

Введение

Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о роли школы и вос¬питания в современном обществе. Школа, содержание и методы преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах педагогическая ориентация зависит от господствующих политических направлений. Школа, нахо¬дящаяся под влиянием политических или экономических инте¬ресов, хотя и может направить развитие человека по опре¬деленному руслу, но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением государства, в ис¬торических условиях нашего столетия стала весьма проблематичной структурой.

Это относится к государственным школам и в демократиче¬ском государстве. И здесь царят деформирующие влияния, воз¬никающие в результате слияния роли государственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь в духе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократической структуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекает их в их педагогической деятельности?

Создание независимых от государства, свободных школ чрез¬вычайно актуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством в свободную требует большего, чем просто отказ от государственного управления и его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной на челове¬ка. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы она сохранила старое содержание и старые методы препода¬вания, принятые в государственных школах, старые формы подготовки учителей

Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.

Вальдорфские школы своим примером показывают, что пре¬подавание и воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека, только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф Штейнер пи¬сал: «Здоровые отношения между школой и социальным орга¬низмом возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Это произойдет, если школа и система образования будут поставлены на базу самоуправления внутри социального организма. Государственная и хозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфере свободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения, согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь в определенном возрасте, должно определяться только его природой. Государство и экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиями человече¬ской природы".

В идеале свободной системы образования лежит намерение построить цивилизацию на таком образовании человека, кото¬рое будет освобождено от чуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством, учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объеме опреде¬ляется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предпи¬сания, которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые не видели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основе либо устарев¬ших знаний, либо исходя из педагогической теории.

Передача школы во власть государственного управления бы¬ла в прошлом необходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделан следующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент, позволяю¬щий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающего ребенка с полной ответственностью и инициа¬тивой. К внутренним условиям жизни вальдорфской школы от¬носится то, что работающие в ней учителя должны постоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познание человека должно быть источником преподавания.

В целом для работы в вальдорфских школах важно как можно более разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная кооперация может преодолеть изоляцию меж¬ду родительским домом и школой и обеспечить участие родите¬лей в жизни и развитии школы. Эта кооперация выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учите¬ля отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей, объединенных общей заинтересо¬ванностью в воспитании детей. Большинство вальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и докла¬ды по самым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство, расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом почти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы для родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству (например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию и ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.

Часть инициатив в жизни вальдорфской школы исходит от родителей или совместного совета родителей и учителей. В вальдорфских школах существуют органы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет», «Родительско— учительский круг», «Круг доверия родителей»), в которых обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образом родители участвуют в делах школы. Интерес родителей к жизни школы сильно возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских школ связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родитель¬ских групп.

Вальдорфские школы всегда являются плодами сотрудниче¬ства учителей и родителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителей свободен от ограничений бю¬рократической школьной администрации и способен принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сооб¬щество создаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников старших классов в жиз¬ни школы.

Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по сравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплексными школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями и социальным про¬исхождением. Однако интегрированная комплексная школа основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы Содержание и методы в принципе остались преж¬ние.

В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании законов развития ребенка. Ориентация образова¬ния на так называемые интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искус¬ство и практику, мораль и религию. Подход к человеку как еди¬ному целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана вальдорфской школы. Учитывает¬ся, например, и тот факт, что молодой человек нуждается в оп¬ределённом объеме общего образования и по наступлении половой зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к миру, вопросы строительства собствен¬ной жизни — все это становится актуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться и формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл. «Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.

Учебный план учитывает особенности, связанные с возра¬стом ребенка. Поэтому учеников никогда не оставляют на вто¬рой год. Как известно, педагогический эффект от второ¬годничества весьма сомнителен. К тому же низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и зача¬стую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская педагогика видит необходимость индивидуализа¬ции преподавания. Но она заключается не в разделении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»