←предыдущая следующая→
1 2
ПЛАН.
Введение.
1. Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога
2. Восстановление профессионального здоровья педагогов.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
«Здоровье является высшей ценностью общества,
чем выше ценится здоровье человека
в коллективном сознании общества, тем выше ресурс
и потенциал развития самого общества»
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Не умаляя значения лечебной медицины, необходимо обратиться к деятельности восстановительной медицины и психологии для реабилитации временно утратившего работоспособность или мотивацию учителя. Охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагает усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психотерапией, гигиеной, физической культурой, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие».
1. Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога
Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость Митина Л.М., говорит о том, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Значимость и своевременность проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога отмечается Э.В. Чудновским Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте обще концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.
Как показывают исследования, большинство учителей – эмоционально неусточивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки. ).
Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны раличных людей;
высокий уровень ответственности;
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Субъективными причинами, на наш взгляд, являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).
Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным. К.В.Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:
диктаторский, безапелляционный тон;
штампованные назидания;
издевательские обращения;
угрозы, запугивания.
Профессиональное здоровье учителя мы определяем как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья.
Здоровье учителя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье учащихся. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя.
Важным направлением считается работа, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
2. Восстановление профессионального здоровья педагогов.
Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.
В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.
Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.
Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.
Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.
И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.
Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к учителю. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.
Со слушателями образовательной Федеральной программы за счет часов регионального компонента мною проводился семинар-тренинг «Психология здоровья учителя».
Перед проведением тренинга «Психология здоровья учителя», проводится комплексная диагностика, позволяющая определить нервно-психическое состояние у слушателей.
Нервно-психическое состояние – это комплексная характеристика человека, которая отражает как свойства нервных процессов и особенности их проявления у индивида, так и его эмоциональное состояние. Нервно-психическое благополучие – «положительный» полюс указанной характеристики, выражающийся в субъективных переживаниях комфорта, безмятежности, физического и душевного благополучия и отсутствия проблем.
В качестве психодиагностического инструмента в программе используются четыре методики, совместное применение которых позволяет получить наиболее полное комплексное описание нервно-психического состояния:
тест Люшера,
методика «Субъективное время»,
школа личностной тревожности методики Спилбергера,
методика САН.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|