Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)

Социально-педагогический институт

Кафедра педагогики и методики начального образования

Допустить к защите в ГАК

“_____”__________ 2003г

Заведующий кафедрой

Микерова Г. Г.

_______________________

(подпись)

ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор дипломной работы ______________________________Андреева Л.А.

Группа 51 факультет СПИ, спец. 031200 “Педагогика и методика

начального образования”

Научный руководитель, ________________________________Синицын Ю.Н.

дата подпись

Нормоконтролер, _________________________________ Семенова О.Н.

преп дата подпись

Краснодар 2003

Содержание

Введение………………………………………………………………………..………..3

1 Теоретические основы игры как средство обучения………………………..………6

1.1 Исторические предпосылки возникновения игры……………….……..………-

1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой

деятельности…………..…………………………………………….………….14

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация….……….………20

2 Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных

классов…………...……………………………………………………………….…28

2.1 Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития

мышления младших школьников……………………………………..……………. -

2.2 Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики……………………………………31.

2.3 Творческие игры в работе над слогом…………………………………………33

2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся начальных классов…………………………………………………………………………...39

3 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме

исследования…………………………………………………………………….…43

3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента……………………-

3.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..47

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А

Приложение В

Приложение С

Введение

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данило-ва, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников [2]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2].

Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность

игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

Предмет исследования – игровые средства развития творческого начала младших школьников.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:

развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек-

тивно при условии:

- систематического использования игровых методов и приемов в образователь-

ном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного

возраста;

- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1) изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3) разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;

4) проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;

5) обобщение результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- наблюдение, беседа, тестирование;

- констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

База исследования: ученики 1 «А» класса СОШ №2 (15 девочек, 5 мальчиков); ученики 1 «Б» класса (12 девочек, 8 мальчиков); СОШ № 2 г. Горячий Ключ. В экспериментальном исследовании

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»