Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Изобразительная деятельность детей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики, социологии и права

Реферат

по «Возрастной и педагогической психологии»

на тему

«Изобразительная деятельность детей, этапы развития

детского рисунка»

Выполнила студентка 4-го курса

ЗФВМСО группы 59-04

Слесарева С.В.

Томск

2003

СОДЕРЖАНИЕ

o МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ ЛЮБОГО?

o ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

o ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

o ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

o ДЕТСКИЙ СПОНТАННЫЙ РИСУНОК

o ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

o ТАЙНА ДЕТСКОГО РИСУНКА

o ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

o ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

o НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

o СОДЕРЖАНИЕ

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ ЛЮБОГО?

Распространено мнение, что рисовать можно научить только того, у кого есть способности. Но так ли это?

Если припомнить давнее (да и не очень давнее) прошлое, легко прийти к выводу, что бывали времена, когда и чтение и письмо считались делом избранных. Всех остальных просто объявляли неспособными научиться этой премудрости. А в наши дни?! Человек, неумеющий читать и писать, скорее, вызывает удивле¬ние: как это ему удалось так "сохранить себя"! В общем, и чтению, и письму, можно считать, повезло в отличие, например, от рисования. Здесь мало что переменилось, хотя попытки научить изображению трехмерного мира на плоскости предпринимаются постоянно — уже в школах, на уроках рисования. Правда, чаще все они (т.е. попытки) терпят фиаско. Приговор однозначен: рисовать не способен...

Конечно, человек может прожить долгую и вполне счастливую жизнь и без рисования: так и не поняв, что многие аспекты этой жизни остались за пределами его сознания. Ведь рисование — такое же средство познания окружающего мира, как биология, химия, физика, например...

Как известно, процесс познания (в самом общем виде) основывается на сборе нужной информации и построении на ее основе некоторых моделей. При этом стоит обратить внимание, что в перечислен¬ных выше предметах (исключение — рисование) модели задаются человеку как бы готовыми. Разумеется, такие модели помогают ориентироваться в окружающем мире. Но... только в тех случаях, когда события развиваются по известным законам. Очевидно, чем большее число моделей описания окружающего мира сходятся в распоряжении человека, тем выше его способности к выживанию. Но очевидно и другое: как известно, действительность бесконечна, и сколько моделей ни создавай, все равно их будет мало. Поэтому, для ориентации в постоянно меняющемся мире, человек должен создавать модели тех ситуаций, в которых он оказался сам. Однако существующие методики обучения возможность формирования на¬выков создания таких моделей не предусматривают. Результат хорошо известен: в нестандартных ситуациях человек теряется и... чаше всего принимает невер¬ное решения.

Конечно, некоторые люди располагают природным даром, позволяющим им непосредственно общаться с реальностью: умеют получать необходимую информацию, конструировать нужные им модели. Именно их и называют творческими личностями. Сейчас пытаются даже обучать творческому мышле¬нию по специальным методикам, большинство из которых основано на игре, в ходе которой учащиеся конструируют свои собственные модели, как правило, давно уже созданные. Недостаток этого метода, на наш взгляд, состоит в следующем: игра помещает человека в тепличные условия, где многообразие ре¬ального мира отсутствует. Да и учатся по таким мето¬дикам немногие, хотя, может быть, формируемое у них в итоге мышление и позволяет им в какой-то мере разрешать проблемные ситуации в реальной жизни!

Вернемся, однако, к рисованию. Мы полагаем, что, разумеется, в некоторой мере, указанную пробле¬му можно решить, обучая людей рисованию. И вот почему. Рисуя, человек использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения. Конечно, предлагае¬мый подход не позволит выйти на рациональные способы решения политических, экономических и других подобных проблем. И все же... Косвенно он помогает находить пути их решения. Ведь именно рисование приучает человека к мысли, что окружаю¬щий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Итак, наш ме¬тод позволяет понять не только то, каким образом можно получать нужную информацию, но и то, как на ее основе выстроить рабочую модель того или иного процесса. Короче, методология рисования потенци¬ально содержит в себе все те компоненты деятельно¬сти, которые и определяют пути поиска нужных реше¬ний в самых различных ситуациях.

А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребёнка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо. Это удивительный мир, мир сказок и превращений, где оживают любимые игрушки, звери и птицы. Конечно - это мир детской игры. Так уж устроен человек, что в раннем детском возрасте он всё познаёт в игре. В игре он постоянно изобретает и фантазирует.

Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятней, что интуитивная тяга к искусству станет впоследствии осмысленней.

Сказки и придумывание историй не ограничивается применением их как материала для иллюстрирования. Самостоятельное и совместное придумывание с детьми историй есть процесс развития воображения и фантазии, необходимых для обогащения замыслов рисунков детей. Именно такую цель преследуют такие игровые задания, как например: "Путешествие в мир красок".

Дети не только принимают такие игры, но и продлевают их, предлагая новые и новые сюжеты. Объединяя богатый, разнообразный мир игры с обучением, все учебные задания получаются интересными. Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у ребят желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать мотивацию учебной деятельности, осуществить в игровой форме руководство их работой и её оценку, доставлять им удовольствие от полученного результата. Дети в процессе игры прекрасно осваивают язык и основы искусства, сами того не подозревая.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в "обычном" мыслительном процессе).

При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»