Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Уфимский педагогический колледж № 1

ПРОЕКТ

тема: Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

Выполнили: студентки

1.

Руководитель:

Мударисова О.И.

Уфа 2003-2004 уч.г.

План

Введение 3

I. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста 5

1.1. Значение игрушки в жизни детей 5

1.2. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников 6

1.3. Педагогические требования к отбор игрушек для детей дошкольного возраста 7

1.4. Использование образных самодельных игрушек в работе с детьми 8

II. Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников 11

2.1. Рекомендации по изготовлению самодельных игрушек 11

2.2. Методика работы с самодельной игрушкой 12

Заключение 16

Библиография 17

Введение

Актуальность нашего исследования: использование самодельных игрушек в воспитательно-образовательной работе ДОУ играет важную роль во всестороннем развитии дошкольников.

На практике возникают противоречия: с одной стороны, педагоги понимают важность использования самодельных игрушек в воспитательно-образовательной работе ввиду их необычности, оригинальности, простоты изготовления, но с другой стороны, в практике детского сада такие игрушки не нашли широкого применения.

Объектом исследования является деятельность воспитателя, направленная на организацию воспитательно-образовательной работы с использованием игрушек.

Предметом исследования является методика внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ самодельных игрушек.

Цель исследования: теоретически обследовать и раскрыть методику работы с самодельной игрушки.

Гипотеза: предложенная методика окажется эффективной если:

- работники ДОУ подойдут к этой проблеме творчески;

- при изготовлении игрушек будут учтены особенности восприятия детьми игрушек;

- будут соблюдены педагогом требования к оформлению самодельных игрушек;

- игрушка сделанная руками воспитателей и детей, будет активно использовать в воспитательно-образовательной работе ДОУ;

- воспитатели привлекут к изготовлению самодельных игрушек родителей, доказав важность этой работы для воспитания детей.

Цель исследования и выдвинутые гипотезы определили задачи:

1. Выяснить теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка.

2. Представить рекомендации по изготовлению и методику работы с самодельной игрушкой в разных возрастных группах.

I. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

1.1. Значение игрушки в жизни детей

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки-«орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

1.2. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.

Ребенку – 1-го года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками – ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть интересными, радующими их, и вместе с тем простыми, удобными, безопасными.

В конце 1-го года, начале 2- года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то, чему научился, подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, чтобы, играя с ней, он мог отображать то, что ему ближе, хорошо знакомо.

1.3. Педагогические требования к отбор игрушек для детей дошкольного возраста

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» (Е.А. Флерина). Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить слова Е.А. Флориной «Чем больше возможностей представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, а с шершавой и холодной поверхностью не становятся любимыми. Оформление игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. В связи с этим многие страны требуют от производителей надежных гарантий качества, ее не токсичности, не горючести. Также необходим частый контроль за состоянием игрового материала.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.

1.4. Использование образных самодельных игрушек в работе с детьми

Большая часть игрушек – это

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»