Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

История становления профориентации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

Выполнил Субко Евгений

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к момен¬ту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла проф¬ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента¬ции на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригод¬ности человека уходит в глубину веков. Это относится в основ¬ном к диагностике знаний, умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испыта¬ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения раз¬бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че¬тырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале канди¬дат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уро¬вень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности вы¬держать все тяготы длительного периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора ус¬пешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вер¬нувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому прида¬вал значение диагностике в первую очередь именно этих способ¬ностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно от¬носился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспа¬ривать мнение собеседников.

В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко рас¬пространенная должность и профессия правительственного чинов¬ника. Соответственно и здесь появились первые элементы проф¬отбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам импе¬ратор, он же проводил непосредственную проверку знаний на за¬ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора пре¬тендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий счи¬тается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Меж¬дународной выставки медицинского оборудования и методов ох¬раны здоровья (1884 г,). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возмож¬ности организма и психические свойства — всего по 17 показате¬лям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость лег¬ких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объек¬тов, различение цветов, острота зрения и др. По полной програм¬ме было исследовано 9337 человек.

В России профориентационная деятельность начала разверты¬ваться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых лю¬дей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопро¬сы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем .бы тебе са¬мому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

Цель профессиональной ориентации учащих¬ся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следую¬щим образом:

Сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность

успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательн и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:

1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различих профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.

2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты, буклеты, информационные сир вочники и т. п.).

3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.

4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.

5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.

6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.

7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений

8.Работа по повышению квалификации педагогов и настав¬ников, занимающихся профориентационной работой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, ус¬ловиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психо¬физиологическим качествам личности, способах и путях их полу¬чения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, тру-дзвая дисциплина, принципы планирования, структура предприя¬тия, оплата по единому окладу , оплата тру¬да по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профес¬сиями, информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных направлениях (реформы обще¬образовательной и профессиональной школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные ре¬зультаты, она должна проводиться умело и с большим педаго¬гическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может при¬вести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствовать¬ся в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью.

Урок— основная организационная форма учебно-воспитатель¬ного процесса в школе. Профессиональная ориентация — состав¬ная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащих¬ся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться пу¬тем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, ис¬пользования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в про¬фессиональном просвещении. Основными методами при этом яв¬ляются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но, для того чтобы практические рабо¬ты оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях ,о современном производстве, об условиях труда, технологических про¬цессах,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»