Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Коррекция психики детей переживших развод родителей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Содержание

Введение____________________________________________________ 3

Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции психики детей, пере¬живших развод родителей

1.1 . Анализ психолого-педагогических источников по иссле-дуемой проблеме______________________________________8

1.2 . Влияние психологического климата семьи на формирование пси¬хики детей (до развода, в процессе развода родителей и после него)__________________________________________19

1.3 . Специфика психических проявлений у детей в условиях де-прива¬ции (вследствие развода родителей)________________36

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррек-ции пси¬хики детей, переживших развод родителей.

2.1. Изучение психики детей______________________________49

2.2. Программа нравственной коррекции психики детей, пере-живших развод родителей_____________________________57

2.3. Результаты коррекционной работы_____________________64

III. Заключение____________________________________________69

IV. Список основной использованной литературы_______________70

V. Приложение ___________________________________________75

Введение

В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, зна¬чимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

В работе «Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что стати¬стика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак – 3616, разводятся – 1534. В результате без одного из родителей остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбира¬ется у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание – 32, убе¬гает из дома – 237, становится на учет в инспекции по делам несовершенно¬летних – 952, доставляются в органы внутренних дел – 1463, совершается различных преступлений – 476, осуждается народным судом – 235, покуша¬ются на жизнь или совершают убийства – 2, совершают изнасилование – 7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь само¬убийством.

Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для ис¬следования несомненно актуальна и позволила сформулировать тему нашего научного поиска «Коррекция психики детей, переживших развод родителей». Данная проблема составляет цель нашего исследования.

Приведем лишь некоторые статистические данные по Тамбовской об¬ласти:

1998 1999 2000

БРАКИ

Всего по области 7541 8388 7999

в том числе :

городская местность

4972

5692

5473

сельская местность 2569 2696 2526

На 1000 населения

Всего по области 5,9 6,6 6,3

в том числе :

городская местность

6,6

7,6

7,4

сельская местность 4,9 5,1 4,8

РАЗВОДЫ

Всего по области 3665 3922 5077

в том числе :

городская местность

2566

2774

3561

сельская местность 1099 1148 1516

На 1000 населения

Всего по области 2,8 3,1 4,0

в том числе :

городская местность

3,4

3,7

4,8

сельская местность 2,0 2,2 2,9

Приведенные данные показывают, насколько важна готовность психоло¬гов, родителей и учителей к оказанию психологической помощи детям. Как правило, развод родителей является психологической травмой для детей лю¬бого возраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его по¬ступки, » – писала Н.К. Крупская.

Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического на¬рушения у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда теряет родителя при распаде семьи.

Так, анализ литературных источников свидетельствует о связи антиоб¬щественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно, спра¬ведливо.

Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педаго¬гами и психологами как Буяновым М.И., Лисиной М.И., ершовой Н.М., Чере¬пановой Е.М., Свон-Джексон Э., Дубровиной И.В., Андреевой А.Д.

Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно рас¬сматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом роди¬телей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием.

Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие потребности. Это еще раз подчеркивает необходимость «Коррекции психики детей, переживших развод родителей».

Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод роди¬телей и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции.

Объектом исследования является процесс формирования психики детей в неполной семье, т.е. после развода.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, при которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.

Задачи исследования:

 дать теоретический анализ научных источников по изучаемой про¬блеме;

 выявить роль и функции семьи в становлении психики детей;

 изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и наметить программу ее нравственной коррекции с последующей реа¬лизацией.

Гипотеза исследования.

Процессу нормального формирования психики детей, переживших раз¬вод родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психоло¬гов, учителей и родителей, при условиях, если:

 целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобу¬ч заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повы¬шения их психологической и нравственной культуры по формирова¬нию пси¬хики детей;

 учитываются возрастные и индивидуально-психологические особен¬ности детей, в педагогической деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования выступают: исто¬рико-генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции развития семьи как социального института; целостный подход, обеспечивающий исследование процесса развития личности ребенка в непол¬ной семье; системный и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.

В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения: психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Слав¬ская, Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И. Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А. Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.).

Методы исследования: в ходе нашего исследования использовались сле¬дующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-педаго¬гической литературы; наблюдение, беседа, метод независимых характери¬стик, тестирование.

Привлекались следующие тестовые методики: «Подростки о родителях», «ДДЧ» и «Несуществующее животное». (Исследование индивидуальных осо¬бенностей личности).

База исследования. Основной эмпирической базой исследовательской работы явилась средняя общеобразовательная школа №24. В общей сложно¬сти данным исследованием было охвачено 15 учеников.

Исследование проводилось в три этапа:

 поисково-подготовительный;

 экспериментально-диагностический;

 экспериментально-теоретический.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

 заострен вопрос о нравственной коррекции психики детей, пережив¬ших развод родителей;

 в результате теоретического анализа и наблюдений намечены про¬грамма и пути и средства нравственной коррекции личности таких де¬тей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что получен¬ные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы воспитателями, учителями и родителями для коррекции пси¬хики детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходи¬мыми педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родитель¬ского всеобуча.

1.1. Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – «поправка», частичное исправление или изменение. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической дея¬тельности по исправлению таких особенностей психологического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответ¬ствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»