Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Личность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает глав¬ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель¬ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка¬чественную определённость общества, но и общество форми¬рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор¬мирует личность.

Особое место в социальной структуре общества зани¬мает человек как основной, изначальный элемент этой струк¬туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст¬вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организа¬ций. Человек одновременно и субъект и объект всех общест¬венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про¬дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп¬ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото¬рые определяют общество.

В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля¬ется ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отно¬шений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич¬ность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исто¬рически развивающейся общности, как человеческий род, че¬ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая мате¬риальная реальность. Но человечество, как таковое самостоя¬тельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества вы¬ражается понятием «индивид».

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологиче¬ских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик¬сируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной мо¬мент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития ин¬дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ка¬честв.

Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выра¬жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного обще¬ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абст¬рактная физическая природа, а социальное качество».

Личность – социальный облик человека как субъекта об¬щественных отношений и действий, отражающих совокуп¬ность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из¬вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него форми¬руются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склон¬ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на¬зываем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи¬лософия рассматривают личность с точки зрения её положе¬ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост¬ности психических процессов, свойств и отношений: темпе¬рамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности соци¬ально - типическое. Основная проблематика социологиче¬ской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, ре¬гуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, лично¬сти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее об¬щие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех обществен¬ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное со¬держание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник об¬щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, прояв¬ляющего социально-значимые черты индивидуальной жизне¬деятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще¬ственных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо¬действия с другими людьми.

Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор¬мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци¬альным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен¬ства между понятиями личность и человек, личность и инди¬вид. Человек – существо биосоциальное. Преимущества и де¬фекты его физической организации властно влияют на тече¬ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин¬дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро¬дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля¬ются самосознание, ценностные социальные отношения, из¬вестная автономность в отношении к обществу, ответствен¬ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож¬даются, а становятся.

На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно¬сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло¬вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома¬тически не гарантирует того, что из человека получится вели¬кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци¬альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об¬щество- часть природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова¬тельно и общество происходит из природы; человек – суще¬ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам при¬роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль¬ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра¬зить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс¬шей форме своего проявления, а качественно новое, принци¬пиальное, особое явление с присутствующими только ему со¬циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи¬модействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос¬вободится полностью от свойств, присущих животному. Оп¬ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор¬мирование и функционирование которого обусловлено вклю¬чённостью человека в систему общественных отношений. Че¬ловек использует биологические качества не только для обес¬печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго¬варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв¬ное единство биологических и социальных качеств показы¬вает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть сово¬купность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отно¬шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло¬гического и социального в человеке,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»