Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Методы обучения и классификация методов обучения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ.

1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Стр. 3

2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Стр. 6

3. Методы закрепления изучаемого материала. Стр. 13

4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. Стр. 15

5.Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Стр. 19

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Стр. 21

1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Од¬нако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом органи¬зации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трак¬товке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной катего¬рии. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимо¬связанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зре¬ния каждый метод обучения органически включает в себя обу¬чающую работу учителя (изложение, объяснение нового мате¬риала) и организацию активной учебно-познавательной дея¬тельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремит¬ся стимулировать учебно-познавательную деятельность уча¬щихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному фор¬мулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь опре¬деляет его тему, проводит вступительную беседу, инструктиру¬ет учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обу¬чающей работы учителя и организации учебно-познаватель¬ной деятельности учащихся по решению различных дидакти¬ческих задач, направленных на овладение изучаемым матери¬алом.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, кото¬рый применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учи¬теля, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатывае¬мых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является во¬прос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба про¬тив методов схоластического обучения и зубрежки, процветав¬ших в старой школе, и предпринимались поиски таких мето¬дов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и твор¬ческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы пе¬дагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обуче¬нии может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обуче¬ния в школе признавался исследовательский метод, суть кото¬рого сводилась к тому, что учащиеся все должны были позна¬вать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных пред¬метов и сведение всей учебной работы к так называемому «про¬ектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобра¬зовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагоги¬ке утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

Дидактические исследования, однако, показывают, что но¬менклатура (наименование) и классификация методов обуче¬ния характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из ко¬торых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические рабо¬ты широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обуче¬ния, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объ¬яснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по примене¬нию знаний на практике, деятельность по алгоритму, програм¬мирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается позна¬вательная задача, которую они решают самостоятельно, подби¬рая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учи¬теля.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подраз¬делил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познава¬тельной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познава¬тельной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основа¬ние и позволяет с различных сторон осмысливать сущность ме¬тодов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Дани¬лова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактичес¬ких целей и решению познавательных задач, то, следователь¬но, их можно подразделить на следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний,

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

в) методы про¬верки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функ¬ционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обу¬чения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активи¬зации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объ¬яснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и де¬монстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, рабо¬та с учебником:

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмысле¬нию и усвоению нового материала: работа с учебником, лабора¬торные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на прак¬тике и выработке умений и навыков: упражнения, лаборатор¬ные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, уст¬ный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

2. Методы устного изложения знаний учителем и активиза¬ции учебно-познавательной деятельности учащихся.

К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis - устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике предпринимались попытки ума¬лить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».

Какова же сущность и приемы применения каждого из мето¬дов устного изложения знаний учителем?

Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространен¬ные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной дея¬тельности учащихся. Чаще всего он используется при изложе¬нии такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»