Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Модульная технология обучения (МТО)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


5.7. Модульная технология обучения (МТО)

Теоретические основы технологии

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени¬ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон¬тролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и прак¬тике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян¬ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтап¬ного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф¬лексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе¬ренциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб¬ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це¬лостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа¬нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от¬личие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных само¬стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру¬ется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж¬дый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рацио¬нальнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду¬ли позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учит¬ся планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са¬мому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани¬ях и умениях.

Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной дея¬тельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мяг¬кое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет пробле¬мы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Подготовительный этап

Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную програм¬му, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю нужно выделить основные научные идеи курса. На¬пример, в курсе школьной биологии выделяются следующие идеи: орга¬низм - биологическая система; экологические системы; система и эволю¬ция органического мира. Затем необходимо структурировать учебное со¬держание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формирует¬ся комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень « усвоения учебного содержания учеником и ориентации на его использова¬ние в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формиру¬ются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидак¬тическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достиже¬ние КДЦ.

В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каж¬дая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей: вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной про¬граммы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построе¬ния модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться на некоторые теоретические основы и основные принципы построения мо¬дульных программ.

Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные - для формирования и развития спо¬собов деятельности и смешанные. В школе чаще всего используются сме¬шанные модули.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочета¬ния комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Реше¬ние совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного моду¬ля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важным для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анали¬за и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со сторо¬ны школьников.

Для успешной работы ученика с модулем важным требованием являет¬ся представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы бесе¬довал с учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, под¬бадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.

УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в кото¬ром дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вме¬сте с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выход¬ной контроль.

Модуль может иметь следующую форму:

№ стр. № М № УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по ус¬воению учебного со¬держания

Рекомендуется к модулю делать вкладной лист, в котором излагаются методические советы учителя по освоению его содержания.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми крите¬риями.

Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифферен¬циацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязатель¬ной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интере¬сов учащихся.

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, по¬нимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, системати¬зация.

Здесь есть большая возможность осуществить проблемность обуче¬ния.

В модуле должна быть возможность для повторения основного содер¬жания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме». Хорошо, если обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и т. д.

Организационный этап

Организационный этап, как и при любой технологии, начинается с ОВУ и ИВУ. Содержание данных этапов раскрыто выше, при описании других технологий. При модульной технологии рекомендуется использо¬вать несколько правил:

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и уме¬ний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провес¬ти соответствующую коррекцию.

3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самокон¬троль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточ¬ный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материа¬ла, необходимо проводить его доработку.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять посте¬пенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельно¬сти учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее, качество и эффективность.

Выводи

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»