Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нарушение голоса и речи у детей с ринолалией

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образования РФ.

Московский психолого-социальный институт.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: Логопедия.

ТЕМА: Нарушения голоса и речи у детей с ринолалией.

Выполнил:

Ст. гр. ЛС/С-03

Курысь О.А.

Проверил:

к.п.н. Дмитриева Л.И.

Красноярск 2004

Содержание

Введение. 2

1. Формы ринолалии и особенности звукопроизношения. 3

2. Нарушения голоса при ринолалии. 8

3. Нарушения речи при ринолалии. 10

4. Заключение 16

Литература 17

Введение.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — наруше¬ние тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. пазиз — нос) тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существен¬но отличаются от нормы.

При нормальной фонации во время произнесения всех зву¬ков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мяг¬кого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и под¬нимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зави¬сит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание на¬блюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6—7 раз сильнее, чем при а.

При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

1. Формы ринолалии и особенности звукопроизношения.

Открытая ринолалия

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобре¬тают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр глас¬ных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет глас¬ный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении соглас¬ных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавля¬ется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрыв¬ные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически зву¬чат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько сла¬ба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходи¬мого для образования звука р.

Для определения открытой ринолалии существуют раз¬ные методы функционального исследования. Самый про¬стой — так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставля¬ют попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой фор¬ме наблюдается значительная разница в звучании этих глас¬ных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибра¬цию на крыльях носа.

Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произне¬сении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.

Функциональная открытая ринолалия обус¬ловлена разными причинами. Объясняется она недостаточ¬ным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аде¬ноидных разращений или, реже, в результате постдифтерий¬ного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обыч¬но благоприятный. Она исчезает после фониатрических уп¬ражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при пер¬форации твердого и мягкого нёба, при Рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ринола¬лии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отори¬ноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины при¬надлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Частота рождения детей с расщелинами различна среди раз¬ных народов, в разных странах и даже в разных областях каж¬дой страны. А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литера¬туры, отмечает, что на 600—1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорож¬денных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет.

Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вред¬ности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7 — 8-я недели эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наслед¬ственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консуль¬тирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки рас¬щелины губы и нёба: борозда на небе или язычке (цуи!а) мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кон¬чик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).

У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к раз¬личным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении.

По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным, психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеют¬ся отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, лег¬кая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повы¬шение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением цент¬ральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблю¬даются функциональные нарушения нервной системы, выра¬женные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдвардс. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловлен¬ных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

Патологические особенности строения и деятельности ре¬чевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физио¬логическом носовом резонансе во время произнесения зву¬ков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор ос¬тается открытым и воздух проникает прямо в носовую по¬лость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсут¬ствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназаль¬ный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звуча¬ние

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»