Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нравственное воспитание как система

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Нравственное воспитание как система…………………………………………….. 4.

3.Влияние мотивационной сферы на формирование личности……………………..8

4.Социальные аспекты нравственного воспитания…………………………………. 14

5.Заключение…………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………..21

1.Введение

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении". [1].

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует уси¬лий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования челове¬ка. В этом двуедином процессе реальная возможность развития че¬ловека как личности обеспечивается всей совокупностью материаль¬ных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не реша¬ет задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

2.Нравственное воспитание как система

Целевая ус¬тановка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-об¬щественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то вос¬питательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традици¬онно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкрет¬ного общества, но постепенно средства и способы организации ста¬новятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей ново¬го круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эф¬фективное функционирование новых форм воспроизводящей деятель¬ности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества пос¬тоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложив¬шихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретичес¬кое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воз¬действия на процесс развития, искажения его подлинной человечес¬кой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребен¬ка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществле¬ния, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использова¬ния.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и от¬ветственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработан¬ных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие ¬формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятель¬ности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми со¬держания и целей деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и твор¬ческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зача¬точном состоянии или пока только составляет возможность, превра¬щается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активно¬го целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места ге¬нотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечествен¬ных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представ¬ляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенапра¬вленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно органи¬зуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяю¬щая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно про¬возглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собствен¬ной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разу¬мения в межличностных отношениях и в итоге единственным критери¬ем нравственного прогресса. "...Допустив только возможность за¬мены стремления к своему благу стремлением к благу других су¬ществ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечест¬ва".

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентри¬ровался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности че¬ловека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших - это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появле¬ния различных разновидностей фрейдизма и современных социобиоло¬гических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил пе¬ред всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архис¬ложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к чело¬веку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность" современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравствен¬ного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»