Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Организация и проведение спортивных соревнований в школе

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


План.

1. Введение 3

2. Социальное значение спорта 3

3. Организация и проведение спортивных соревнований в школе 5

3.1 Сущность спортивных соревнований 5

3.2 Основные вопросы организации спортивных соревнований 5

3.3 Примерная программа соревнований команд классов по баскетболу. (5-8 класс) 8

4. Заключение 10

Список литературы 11

1. Введение.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой со-вокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обще-ством для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специа-лизированную подготовку для последующего максимального проявления способностей пу-тем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реали-зуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является посто-янной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмот-ренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеоб-разовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

2. Социальное значение спорта.

Как мы видим, физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторо-нами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объ-ясняется целым рядом причин. Во первых, единством цели всех видов воспитания; во вто-рых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не от-дельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в третьих, наличием об-щей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познава-тельная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспи-тания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Каким же образом это происходит? Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осу-ществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные позна-вательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо пред-принять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. – представляет собой цепь мысли-тельных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфич-ность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимо-действии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здо-ровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Заня-тие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и сти-муляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающих-ся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые опре-деляют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности пред-ставляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господ-ствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причаст-ность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять свои-ми действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведе-ния.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формиро-вания норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, вос-питуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гор-дость за успехи команды, школы и т.д.

3. Организация и проведение спортивных соревнований в школе.

3.1 Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии не-которых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общест-венно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогиче-ские задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенство-вание физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленно-сти. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, харак-терный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкуль-туры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спор-тивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их вы-сокие достижения.

3.2 Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнова-ний, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спор-тивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подго-товка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать школь-ников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим препо-давателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дис-танции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спор-тивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнова-ний по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участ-вуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность на-меченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для система-тических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы на-меченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление по-ложения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»