Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Организация коллективного труда в детском саду

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Бурятский Республиканский Педагогический колледж

Кафедра Д.О.

РЕФЕРАТ

Тема: «Организация коллективного

труда в детском саду»

Выполнил: студентка 21 группы

Туманина М.

Проверил: Нимбуева С. Н.

г. Улан-Удэ

2002 год

План

1. Коллективный труд детей . . . . . . 3 стр.

2. Распределение работы . . . . . . . 3 стр.

3. Труд всех детей группы . . . . . . . 6 стр.

4. Методика руководства трудом детей . . . . 6 стр.

5. Выполнение задания . . . . . . 6 стр.

6. Обсуждение результатов трудовой деятельности . . . 7 стр.

7. Литература . . . . . . . . 9 стр.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи¬раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре¬менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря¬дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Ка¬кие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объ¬единении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процес¬се труда, обратившись к конкретным примерам.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе¬ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2—3 до 6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада¬ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре¬зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму¬щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди¬нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за¬дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това¬рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря¬дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть¬ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за¬дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол¬лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра¬щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об¬щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида кол¬лективного труда: труд общий и труд совместный.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ

При организации коллективного труда воспитатель осущест¬вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо¬ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по¬буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова¬риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со¬вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор¬мирования начал коллективизма, и потому его методы направле¬ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не¬сколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял¬ся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен¬ный, рядом с неумелым — умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко¬торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за¬дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко¬водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи¬тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты¬вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива¬ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте¬ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп¬ражняться в поступках, соответствующих положительному отно¬шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту¬пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж¬дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со¬бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре¬доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея¬тельность.

С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использо¬вать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими труднос¬тями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася. Я буду обливать цветы из лейки.

Клава. А я буду приносить их и относить обратно.

Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выби¬рает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учи¬тывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не воз¬никает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:

Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.

Леня. И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.

Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководст¬вуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что оста¬лось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»