Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Организация спортивного отбора в тхеквондо

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Введение

Вопросу спортивного отбора и ориентации в научно-методической литературе уделяется много внимания. Авторами подробно описываются этапы спортивного отбора, методы, наиболее часто применяемые при его организации. Однако в относительно молодых видах спорта система спортивного отбора не достаточно хорошо сформирована. Не всегда определены критерии отбора, необходимость использования различных методов определения ориентации и одаренности спортсменов.

Молодой вид спорта «тхеквондо» входит в программу олимпийских игр современности с 2000 г. (Сидней). Особенностью этого вида является его промежуточное положение в иерархии видов единоборств. Сформированный на базе философски ориентированных боевых искусств востока он не является боевым искусством. А собирательный образ техники тхеквондо имеет свои особенности и предъявляет различные требования к физической, тактической, технической и психической предрасположенности занимающегося.

Являясь единоборством, видом спорта, в котором важна роль психологической готовности к поединку (схватке, бою) тхеквондо уделяет особое место психологической подготовке спортсмена. А следовательно и психологическим методам спортивного отбора.

На наш взгляд, психологическая готовность занимающегося и его мотивация является важным компонентом спортивного отбора в тхеквондо, так как оказывает большое влияние на достижение спортивного результата.

Объектом нашего исследования является спортивно-педагогический отбор в тхеквондо. В качестве предмета исследования выступает мотивация юного спортсмена.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение важности мотивации при организации начального спортивного отбора в тхеквондо.

Задачами исследования являются:

1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу спортивной ориентации и отбора в единоборствах, определить особенности спортивного отбора в тхеквондо, рассмотреть роль психологических методов спортивного отбора в тхеквондо;

2. Изучить мотивацию к занятиям тхеквондо у занимающихся первого и второго года обучения.

3. Проследить перспективы организации спортивного отбора в секции тхеквондо.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представления в теории и методике спорта о содержании спортивного отбора в тхеквондо за счет использования психологических метолов исследования, определения мотивации юных спортсменов.

Практическая значимость. Результаты исследования дают возможность разработать рекомендации для практической реализации начального отбора в тхеквондо.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В ТХЕКВОНДО

1.1. Методические основы организации спортивного отбора

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта на основе способностей – совокупности качеств личности, которые соответствуют объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающие успешное её выполнение (Вайцеховский С.М. 1971).

Можно с полной уверенностью сказать, что ведущим принципом отбора и ориентации является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно. Анализ современной научно-методической литературы, касающейся проблемы оценки способностей позволяет определить, что многие авторы решают одну задачу - выявление комплекса признаков; которые служили бы индикаторами будущих спортивных успехов в каком-либо виде спорта. Благодаря этим исследованиям спортивная наука накопила значительный объем знаний об основных факторах, определяющих спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих спортивные способности, о степени устойчивости индивидуальных различий юных спортсменов.

1. В спорте имеют значение, как общие способности, так и специальные способности. К общим качествам, обеспечивающим относительную ловкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности относятся – крепкое здоровье, общая выносливость, общие силовые показатели как относительной, так и абсолютной силы, координация движений, гибкость, школа движений и т.д. К специфическим особенностям относятся качества необходимые для достижения высоких результатов в конкретных видах спорта. Например, совершенно точно можно сказать, что для достижения высоких результатов в легкой атлетике необходимо владеть высоким уровнем скоростно-силовых качеств, быстроты движений. В гимнастике – основными являются показатели относительной силы спортсменов, координационные способности, уровень развития силовой выносливости. В силовом троеборье и тяжелой атлетике – это, как правило, взрывная сила, способность работы в динамическом и изометрическом режимах выполнения упражнения (Вайцеховский С.М. 1971, Алабин В.Г. 1966, Кравчук А.И. 1984 и др.).

Процесс спортивного отбора имеет многоступенчатый характер. Это процесс длительный и в научно-методической литературе выделяют, в основном, три этапа спортивного отбора: I этап — предварительный просмотр (от первого занятия до 2—4 месяцев); II этап— углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3—6 месяцев); III этап— многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации.

На первом этапе спортивного отбора, исходя из существующих положений о детских спортивных школах, а также учитывая мнения ученых, можно рекомендовать ориентироваться на возрастные границы отбора в некоторых видах спорта.

Так, Вайцеховский С.М. рекомендует отбирать детей для занятий плаванием в 7-9 лет; спортивной гимнастикой и акробатикой в 10-11 лет; игровыми видами спорта в 10-11 лет; лыжным спортом и легкой атлетикой в 10-12 лет; спортивными видами единоборств в 10-12 лет (Вайцеховский С.М. 1971).

Так же, по мнению Матвеева Л.П. необходимо различать понятия «начало углубленной спортивной специализации» и «возраст приобщения к спорту». Он считает что, современные дети нередко серьезно приобщаются к спорту уже в 7—8-летнем возрасте. Возрастные границы для набираемых в детские спортивные школы и секции официально устанавливаются в пределах 7—14-летнего возраста (в зависимости от особенностей видов спорта — наименьший для желающих заниматься такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, плавание, теннис, художественная и спортивная гимнастика, наибольший для увлекающихся такими, как тяжелая атлетика и циклические виды спорта, требующие преимущественно выносливости). Было бы, однако, неверным считать это достаточным аргументом в пользу возможно раннего начала углубленно-узкой спортивной специализации. Целесообразный возраст приобщения к спорту и адекватный возраст начала углубленной спортивной специализации — далеко не одно и то же.

Если смешивать и четко не различать их (что не так уж редко бывает в практике и теории), — это может иметь явно негативные последствия. Для разумного приобщения к спорту в его упрощенных формах в меру возрастных возможностей без какого-либо форсирования узкой специализации может не быть принципиальных противопоказаний даже в раннем детском возрасте. Форсированная же чрезмерно суженная спортивная спе¬циализация, пусть даже она начинается в официально установленные для набора в спортивные школы сроки, хотя и сопровождается некоторое время быстрым приростом спортивных результатов, чревата ущербом как для конечных спортивных достижений, так и, главное, для полноценного развития организма и личности. На это указывает более чем достаточное количество обобщенных фактов. Известно, в частности, что множество юных спортсменов, оказавшихся в горниле форсированной узкоспециализированной тренировки и блеснувшие незаурядными для своего возраста результатами, в дальнейшем, ближе к зрелому возрасту, могут показывать лишь посредственные результаты и часто вообще выбывают из спорта (по данным специального исследования, таких юных спортсменов было подавляющее большинство из числа занимавшихся в детских и детско-юношеских спортивных школах у нас в стране). Известно также, что немало спортсменов, начав спортивную специализацию только в близком к зрелому, и зрелом возрасте — в 17—20 лет, а в отдельных случаях и старше, достигали подлинно выдающихся спортивных результатов (в их числе ряд олимпийских чемпионов, чемпионов и рекордсменов мира) (Матвеев Л.П. 1999).

На втором и третьем этапах основной задачей ставится тщательное комплектование тренировочных групп, более точное определение специализации спортсмена упражнения, весовая категория, игровое амплуа. Поэтому необходимо более глубоко изучить возможности спортсмена, особенности его психических и морально-волевых качеств. Отсев спортсменов при этом гораздо меньше, чем на предыдущем этапе. Тренер должен определить, как быстро и насколько прочно схватывает новичок элементы техники, какими темпами изменяется его уровень развития физических качеств (в первую очередь ведущих), как он переносит тренировочные нагрузки (Набатникова М.Я. 1982).

Спортивный отбор может быть эффективен лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности через использование контрольных испытаний и предполагающая использование различных методов обследования:

Антропометрические обследования, которые позволяют определить, на сколько занимающийся соответствует тому морфотипу (тип телосложения человека), который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В процессе тестирования, исследователи проводят измерение длины руки, стопы, определяют рост и вес спортсмена, объем грудной клетки и т.д.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»