Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

Данная программа предназначена для ведения занятий по изобразительному искусству и художественному труду в 1 классе. Она может быть использована как альтернативная имеющимся разработкам (например, типовой программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Н. Неменский) или введена в дополнение к ним для занятий по художественному труду.

Цель занятий – развитие творческих способностей первоклассников.

Учебные задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре. Поэтому предлагаем изучение художественных комплексов народного искусства, например, народного костюма. Эти образцы народного творчества вобрали в себя долгий и кропотливый труд многих поколений мастеров. Они представляют собой художественное единство, образованное использованием различных утилитарных и художественных элементов, сочетанием разных материалов и техник.

Школьники, занимающиеся по данной программе, тоже могут почувствовать себя «мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из материалов и техник, близких народному творчеству. Например, эскиз платка с набивным узором выполняют в виде набойки на бумаге с использованием штампа.

Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по четвертям, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать итоговые занятия в конце четверти.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ ТЕМЫ Количество часов

п/п ЗАНЯТИЙ Общ. Твор. Практ.

1. 1-я четверть: «Народная игрушка»

Игрушки далекого прошлого (тряпичные и соломенные куклы, глиняные свистульки) 1 0,5 0,5

2. Матрешка (точеная, расписная деревянная игрушка разных регионов России) 2 0,5 1,5

3. Глиняная игрушка: каргапольская филимоновская, дымковская 4 1 3

4. Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». 1 0,5 0,5

5. 2-я четверть: «Народный костюм»

Платок с набивным узором

2

0,5

1,5

6. Узор для вышитой рубахи 2 0,5 1,5

7. Крестьянский костюм (женский и мужской) 2 0,5 1,5

8. Итоговый урок: «Хоровод» – коллективное панно из бумажных кукол в народных костюмах 1 - 1

9. 3-я четверть: «Домашнее ремесло»

Вышитое полотенце

2

0,5

1,5

10. Тканый половичок 2 0,5 1,5

11. Лоскутное одеяло 2 0,5 1,5

12. Росписная деревянная утварь 2 0,5 1,5

13. Итоговый урок: «Бабушкина горница» 1 - 1

14. 4-я четверть: «Убранство крестьянского дома»

Уральская домовая роспись

2

0,5

1,5

15. Окно с резными наличниками 2 0,5 1,5

16. Крестьянская изба 1 0,5 0,5

17. Итоговый урок: «На деревенской улице» 1 - 1

ВСЕГО:

30

7,5

22,5

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1-я четверть: «Народная игрушка»

Тема 1. ИГРУШКИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. 1 ЧАС.

Урок начинается с рассказа учителя об игрушках старинных и необычных. Игрушки крестьянских детей: деревянные чурочки – «болвашки», соломенные куклы – «стригушки», тряпичные куклы глиняные барыни и лошадки, игрушки-свистульки. Бумажные куколки, вырезанные из бумаги, сложенной вдвое.

ЗАДАНИЕ: нарядим куклу. Из согнутого пополам листочка белой бумаги вырезаем фигурку. Разворачиваем и рисуем наряд для этой куколки.

МАТЕРИАЛ: листочки белой рисовальной бумаги размером с открытку, цветные фломастеры или карандаши.

Тема 2. МАТРЕШКА. 2 часа.

Матрешка – точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. История появления матрешки. Прототип русской матрешки – японская деревянная кукла. Различный характер матрешек, изготовленных в разных регионах России: Загорская матрешка, украшенная выжиганием и росписью, Семеновская – цветочной росписью.

Полхов-Майданская матрешка. Яркая роспись анилиновыми красками: алой, желтой, розовой, фиолетовой. Мотивы росписи – розы, ягоды, яблочки. Характер игрушек – веселый, задорный.

ЗАДАНИЕ: нарисовать матрешку и украсить ее росписью.

1-й урок: обводим картонный шаблон с контуром матрешки, намечаем карандашом рисунок лица, платок, рисунок для росписи фартука.

2-й урок: расписываем матрешку яркими красками.

В проведение этих уроков полезно включить стихи и загадки о матрешках, рассмотреть фотографии и слайды и обязательно показать настоящую матрешку, раскладывающуюся на несколько меньших.

Тема 3. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: КАРГАПОЛЬСКАЯ, ФИЛИМОНОВСКАЯ, ДЫМКОВСКАЯ. 4 часа.

На первом уроке этого блока желательно познакомить детей с каргапольской глиняной игрушкой. Примерный ход рассказа учителя: происхождение кагапольской игрушки, характерные образы игрушек (барыня, птица, Полкан), простые формы игрушек, особенности росписи.

Задание для первого урока: обвести картонный шаблон игрушки-лошадки и наметить карандашом элементы росписи.

На втором уроке знакомим детей с филимоновской глиняной игрушкой. Рассказываем об отличиях: особая глина и особая технология лепки – вытягивание. Удлиненные пропорции игрушек. Характерные образы: лошадка, олень, кавалер и барышня, птичка, игрушки-свистульки. Роспись филимоновских игрушек: красные, розовые и зеленые полоски по желтому фону.

Задание для второго урока: расписываем бумажную лошадку, подготовленную на первом уроке. Мотив росписи можно составить, пользуясь традициями каргапольской или филимоновской росписи (на усмотрение детей).

Материал для росписи: гуашь.

На третьем уроке идет рассказ о дымковской (вятской) игрушке. История промысла, технология изготовления игрушек, оригинальные приемы лепки: обилие декоративных мелких деталей. Особенности росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, фиолетовый). Мотивы игрушечных композиций: барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки.

Задание для детей: вылепить игрушку из глины. Для этого задания лучше выбрать игрушку несложной формы, например, птичку, петушка. Вылепленные игрушки надо подсушить и загрунтовать белой водоэмульсионной краской. На четвертом уроке вылепленную и загрунтованную игрушку украшаем росписью, используя для этого яркие гуашевые краски. Подводя итог изученной теме, на этом уроке проводим с детьми конкурс на лучшего знатока народной глиняной игрушки. Примерные вопросы и задания конкурса:

1. Почему вятскую игрушку называют дымковской? Что такое дымковская слобода?

2. Кто такой Полкан? Какой характер у этого игрушечного героя?

3. Что такое тычок? Какие элементы росписи выполнялись

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»