Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Основоположник гум направления воспитания в советской школе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.СУХОМЛИНСКИЙ В.А.- ОСНОВОПОЛОЖНИК ГУМАНИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ 6

1.1.ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СУХОМЛИНСКОГО В.А. 6

2.В.А.СУХОМЛИНСКИЙ О РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Введение

ХІХ—ХХ стали временем бурного развития теории и практики образования, что было связано с масштабным процессом демократизации общественной жизни, в первую очередь, в странах европейской цивилизации. Педагогический поиск и прогресс шел в направлении приближения образования к потребностям жизни и гуманизации воспитания.

Если, следуя философской классике, за истину принимать соответствие предмета своему понятию или, лучше сказать, самому себе, своей сущности, то уместно все написанное Василием Александровичем Сухомлинским расценить как развернутую педагогическую Истину (с большой буквы), а самого автора — живым воплощением ее.

И сейчас представители учительской профессии, всех, кто так или иначе участвует в созидании новых поколений, в формировании новых личностей, из которых складывается наше социальное настоящее и будущее обращаются к опыту Сухомлинского и следуют его принципам. Он продолжает вести всех нас на «счастливую тропинку» педагогического исследования независимо от избранной нами специальности. Все написанное им насыщено множеством убедительных примеров, фактов, литературно исполненных иллюстраций, но главное—всесторонне осмыслено и обобщено, доведено до теоретических выводов, продолжая работать в контексте духовной культуры нашего, устремленного к новому, более высокому качественному состоянию общества.

Не будет преувеличением, если мы скажем, что педагогика второй половины XX века и начала третьего тысячелетия развивается преимущественно под знаком Сухомлинского — звезды первой величины на педагогическом небосклоне.

Так что «застой», на годы которого выпало завершение творческого пути В. А. Сухомлинского, а затем борьба за воскрешение и утверждение его имени, его творческого наследия, не был затишьем, пассивным и мирным безвременьем, то была скорее коварная мертвая зыбь. Старшему поколению наших современников хорошо помнится, каким праздником для широчайших читательских кругов явилась книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Она была написана для издательства ГДР «Фольк унд Виссен», увидела свет в 1968 году на немецком языке. А на следующий год пришла на русском языке и к советским читателям. И далее пошла по свету в переводах на языки наших республик, других стран. Это настоящий Педагогический Манифест века, явившийся итогом многолетней работы автора в школе — «итогом раздумий, забот, тревог, волнений», как он сам писал. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» '

Любовь! Великое слово, которым народная мудрость выражает особое состояние души — высшее расположение сердца к объекту человеческого внимания, сильнейшую привязанность к нему. Любовь — корень всего человеческого. Пафосом утверждения ее во всех сферах целеустремленной деятельности — педагогической в первую очередь — пронизаны произведения Василия Александровича. Без любви нет творчества, и если судить строго о том, чем более всего дороги они нам, то это не заключенный в них замечательный опыт воспитательной работы, не дидактические рекомендации, а именно пример любви к детям, завет наполнять детство любовью, сеять ее в каждом ребенке.

Объект - научное наследие Сухомлинского В.А.

Предмет – Сухомлинский В.А как основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе.

Цель - обоснование концепции гуманистического воспитания в - педагогическом наследии Сухомлинского В.А., определение основных положений его теории воспитания.

Задачи:

1. На основе анализа наследия Сухомлинского В.А. раскрыть сущность его концептуальных положений о воспитании детей.

2. Выявить и обосновать гуманистические основы воспитания в педагогическом наследии Сухомлинского В.А.

Методологическую основу составляют положения о воспитании как общечеловеческой ценности; о присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации, а также использовались труды посвященные педагогической деятельности СухомлинскогоВ.А.

Методы: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе - выделены критерии гуманистических основ воспитания, рассмотрен творческий путь Сухомлинского В.А., освещены истоки его педагогического мировоззрения, представлен обзор исследований его педагогического наследия.

Во второй главе - рассмотрены общепедагогические позиции Сухомлинского В.А. о воспитании, принципы, методы и ценностные основания его теории.

В заключении подведены итоги, сделаны основные выводы.

1.Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе

1.1.Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А.

Василия Александровича Сухомлинского — крупнейший отечественный педагог нашего времени.

Творческое наследие В.А. Сухомлинского огромно, разнопланово, многоаспектно, оно до сих пор пополняется ранее не публиковавшимися работами, остается еще далеко не исследованным. Его творчество постоянно обогащалось, углублялось, оттачивалось. Поэтому всестороннее и достаточно полное освещение даже одной из сторон его творчества в небольшой по объему статье, конечно же, невозможно: ведь далеко не полная библиография его произведений, литературных источников о его творчестве, жизни и деятельности, художественных произведений о нем состоит из 2211 наименований.

Деятельность Василия Александровича протекала не в самых благоприятных для творчества условиях: в условиях лицемерия, ханжества, морального разложения руководящих структур, всесильной власти идеологии, опутавшей и культуру, и науку. Кажущаяся незыблемость, нерушимость насквозь прогнившего строя не предвещала его скорого падения, и, естественно, для того, чтобы просто выжить, а тем более творить, требовалась определенная гибкость, включая умение приспосабливаться к сильным мира сего, обстоятельствам и, конечно же, неимоверная воля и мужество!

Василию Александровичу приходилось учитывать идеологические руководящие установки, отвечать на нападки ретроградов от педагогики, малообразованных, но активных защитников «чистоты» советской педагогики, теории коммунистического воспитания, в рамки которой не всегда укладывались его мысли и дела. Все это дополнялось бесконечными изнуряющими разговорами с издателями и редакторами, объяснениями, убеждениями и т.д.

Автобиография Сухомлинского Василия Александровича

Родился 15 августа 1918 года в семье крестьянина-бедняка в селе Омельник Онуфриевского района Кировоградской области. Отец до революции земли не имел, работал у помещиков батраком. После революции родители получили 4 десятины земли и занимались сельским хозяйством, поступили в колхоз в 1929 году. Окончив в 1932 году семилетнюю школу, я поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, после окончания которых был зачислен на 1-й курс факультета языка и литературы этого института. После окончания 2 курса я оставил учебу в институте в связи с болезнью; начал с 15 августа 1935 года работать учителем украинского языка и литературы Васильевской 7-летней школы Онуфриевского района. Работая, продолжал учиться заочно в Полтавском пединституте, куда был переведен (на) факультет языка и литературы из Кременчугского пединститута. 15 ав¬густа 1938 года был переведен в Онуфриевскую среднюю школу учителем языка и литературы в 8—10 классах и завучем, где работал до 17 июля 1941 года. Во время работы в Онуфриевской средней школе окончил заочно Полтавский педагогический институт. С 17 июля 1941 года до 17 июня 1942 года служил в Советской Армии (политруком роты 1241 стр. полка). В феврале 1942 года был тяжело ранен и до 17 июня 1942 года находился на излечении в госпитале. С 17 июня 1942 года по 29 марта 1944 года работал директором Увинской средней школы Удмуртской АССР. В феврале 1943 года был принят в члены КПСС. С 1 апреля 1944 года по 1 ноября 1947 года работал заведующим Онуфриевским райОНО; по моей просьбе был переведен директором Павлышской средней школы того же района, где работаю с 1 ноября 1947 г. по настоящее время В Павлышской школе я продолжал вести научную работу по педагогике, начатую еще до войны. В 1955 г. мне была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. В сентябре 1957 года был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. В мае 1958 года Указом Президиума Верховного Совета УССР мне было присвоено почетное звание Заслуженного учителя школы УССР. Имею 312 научных трудов по педагогике.

По семейному положению — женат; жена работает учительницей Павлышской СШ. Имею детей — 1945 и 1946 г. рождения, они в настоящее время учатся в вузах. Мои два брата и сестра работают педагогами. Отец умер в 1942 году во время эвакуации в г.Наманган Узбекской ССР. Мать — пенсионерка, живет в Омельнике Онуфриевского района Кировоградской области. 3 декабря 1967 года.

Сухие, официальные строки, констатирующие факты биографии, достаточно типичной для представителя поколения 30-х годов. А что за ними? Детские годы Сухомлинского совпали с

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»