←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
- 2 -
Проблема русской национальной школы наиболее важная и ее ре-
шение имеет первостепенное значение для всего нашего общества,
так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений нашей
страны, их воспитания и духовного формирования, так как наши мо-
лодые современники должны не только обладать должным объемом зна-
ний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Бытовой материализм продолжает все больше давлеть над об-
ществом и человеком,вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что
приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость
в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо-
лодом поколении качества во все времена отличавшие русский харак-
тер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Русская национальная школа призвана заботиться о формирова-
нии психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви ко
всем людям, школа обязана научить молодых людей умению различать
зло, коренящееся в сердце человека.
Существует две тенденции для осмысления уроков в националь-
ной школе :
1) Онтимистическая , то есть российские мыслители всегда об-
ращали свое внимание на образование как на фактор возвеличивающий
Россию. Прогрессивные деятели образования, известные педагоги
России возвысились до государственно мыслящих граждан России.
2) Пессимистическая, славу отечеству приносили образованней-
шие граждане России, но во многих случаях образование развивалось
вопреки государственным мужам .
Если русское общество еще живо и жизнеспособно, если оно та-
ит в себе семена будущего, то жизнеспособность должна проявиться
прежде всего в готовности и способности учиться у истории, так
- 3 -
как история - это не только хронология, но еще и жизненный опыт
добра и зла, составляющие условия духовного роста.Но существует
вопрос - есть ли у нас идеи и принципы русского образования, мо-
гут ли быть они сформулированы сегодня или в ближайшее время. Ис-
тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра-
зованию, но обращать внимание на образование лишь с точки зрения
социологии и педагогики, недостаточно для сегодняшнего рассмотре-
ния теории образования, так как это не педагогический и не социо-
логический термин.
Образование - это прежде всего историко-культурный феномен,
но и социально-педагогическая система, функционирующая по собс-
твенным законам. Образование - это уникальная система, в которой
жили одновременно, общались, взаимодействовали люди разного воз-
раста, социального положения: дети, подростки, взрослые, школьни-
ки, дошкольники, учителя - от министра, ректора, до лаборанта.
Смысл русской школы человек, его гармония отношений с миром,
с самим собой, с другими людьми, его духовное становление, содер-
жание образования определяется его народностью, православием и
наукой.
Народность - это отечественная культура, русский язык, род-
ная литература, отечественная история, география, родная природа.
Православие - это не только отдельные уроки или лекции по
религии, это построение процесса воспитания и обучения на идеях
православия.
Наука - это учебные дисциплины, которые представляют основ-
ные отрасли научного знания. История развития отечественной и ми-
ровой науки, жизнь и деятельность выдающихся ученых, разумное со-
ответствие гуманитарным и естественным дисциплинам.
- 4 -
Среди наук, которые обслуживают образование, особое место
занимает педагогика. В последнее время она притерпела ряд серьез-
ных изменений. Сегодня важно понять, что педагогика обогащается
разными языками и вырастает на основе христианства. Ушинский го-
ворил: "Для нас не христианская педагогика- есть вещь не мысли-
мая, деятельность без цели, без результатов впереди." В последнее
время не хватает исторически сложившихся терминов в науки психо-
логии, педагогики, философии, как личность, индивид. Сегодня есть
потребность возвращаться к такой категории как человек, целостная
составная, часть природы, от разумной жизнедеятельности которого
устанавливается взаимоотношение общества и космоса, и если мы это
поймем, тогда возвратимся к таким словам, как святость, совесть,
стыд и многим другим забытым понятиям, без которых педагогика бе-
зумна, холодна, и тем самым поймем, что сознание и быт человека
определяется не политической и экономической, не конституцией, а
культурой, духовной жизнью, добрыми деяниями каждого.
Весь смысл возрождения русской национальной школы представ-
ляется борьбой за активное функционирование русской народной пе-
дагогики, так как именно она определяет глубинные процессы, про-
исходящие в духовно-нравственном мире русского человека, именно
она показывает, что прошлое мудрее настоящего.
Особенностями русского народного воспитания - это естествен-
ность, непрерывность, действенность, изобретательность, именно в
русской народной педагогике обобщается опыт, и вся духовно-нравс-
твенная жизнь концентрируется вокруг двух явлений человеческого
существования - воспоминание и мечты, но народная педагогика тер-
пимо относится к другим народам, нациям, так как ей чужды расовые
предрассудки, ирония. Понять народы можно только поняв истоки
- 5 -
формирования их национального характера.
Для возрождения русской национальной школы требуется разра-
ботка этно-педагогической концепции русской школы :
1) приоритетность русского языка, с сохранением высокого
уровня изучения, владения, употребления;
2) замена или дополнение школьного курса истории историей
народа;
3) учет национальных, интеллектуальных, художественных тра-
диций;
4) восстановление художественных промыслов, искусства, на-
родных праздников, игр, зрелищ, возрождение культуры воспитания;
5) меры по обогащению духовной культуры ( книги );
6) фольклор;
7) воспроизведение жизни русского народа с учетом традиций
разных народностей, проживающих на территории страны;
8) укрепление межнациональных связей.
В русской национальной школе должны учитываться традиции,
движение жизни. Если говорить о русской национальной школе, то
должны иметь в виду всю систему специализированного института об-
разования от яслей, школы, ВУЗа, и должны рассматривать этот спе-
циализированный институт образования в конспекте воспитывающих
факторов: от семьи, средств массовой информации, улицы и так да-
лее.
Национальное воспитание - это воспитание добра, то есть ум
как доброта, а доброта как ум, то есть любой ребенок рассматрива-
ется как прежде всего человек, гражданин.
Сфера образования есть основа мировоззрения, национального
- 6 -
самосознания и гражданского воспитания, источник духовного, ин-
теллектуального развития человека и народа в целом, и сообщества
как духовной опоры государства.
Система образования в России не должна быть основана на оче-
редных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической
основе культуры, следовательно, наша цель создание системы обра-
зования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос-
сии через воссоздание русской национальной школы и на приобщении
граждан к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система
образования должна способствовать выработки преемственного мышле-
ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его
роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры-
тости ко всем другим системам и традициям. Данное образование -
предпосылка к формированию целостного видения многообразного ми-
ра. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж-
дает человека с уважением относиться к чувствам других, так как
безнациональный, нечуткий к трагедиям отечества и народа совре-
менный человек - это продукт безрелигиозного образования, и по
этому на быстрый успех надеяться не приходится,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|