Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Математика /

Лейбниц

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Академия Федеральной Службы Безопасности

Реферат по истории математики

Тема:

Готфрид Вильгельм

Лейбниц

Москва 2003 г.

ПЛАН:

1) Вступление 3.

2) Биографическая часть 4-9.

3) Лейбниц-математик. Математические работы Лейбница 10-21.

4) Заключение 22.

Вступление.

Среди великих ученых прошлого Готфрид Вильгельм Лейбниц зани-мает одно из первых мест. Его имя вписано в историю математики, механики и физики, он занимался логикой, юриспруденцией, историей и теологией, выдвинул ценные идеи в геологии, языкознании, и психологии. Лейбниц- один из крупнейших философов нового времени, стоящий в одном ряду с Декартом, Спинозой, Кантом, Гегелем. И, кроме того, Лейбниц причастен к горному, монетному и библиотечному делу, изобретал различные устройства, счётную машину, был публицистом, политиком и дипломатом, организовывал академии наук, ставил химические опыты и интересовался медициной. Не везде он дос-тигает таких вершин, как в философии, где его признают чуть не первым мыслителем эпохи, или в математике, где он выступает соперником Ньютона, но он всегда значителен, и то, что им сделано, сохраняет, по меньшей мере, исторический интерес. Он в центре всех интересов своего времени, начиная с юношеских лет и до кончины, в течение примерно полувека. Он писал много помимо писем, правда, в законченном виде напечатал сравнительно мало и говорил: кто знает меня только по законченному, тот меня не знает. Разно-сторонняя и исключительная одаренность Лейбница позволила ему охва-тить почти все стороны интеллектуальной жизни своей страны и своего времени.

Биографическая часть

Лейбниц родился в Германии - в стране, расположенной в центре Евро-пы, в Лейпциге - одном из центральных городов этой страны, 21 июня 1646 года, т. е. примерно в середине столетия, за два года до Вестфальского мира, которым закончилась Тридцатилетняя война.

К середине XVII в. Германия была опустошена. Население за время Тридцатилетней войны уменьшилось, по оценкам некоторых истори-ков, более чем вдвое (с 16 миллионов до 6), притом за счет наиболее рабо-тоспособной части. Много лет спустя Лейбниц, будучи уже зрелым полити-ком, писал, что население Германии тогда почти целиком состояло из зеле-ного юношества, и если бы война разгорелась снова, то подрастающее по-коление было бы уничтожено в зародыше и большая часть несчастной стра-ны превратилась бы в пустыню. Действительно, многим областям Германии понадобилось сто лет и больше, чтобы вернуться к тому уровню заселенно-сти и благосостояния, которого они достигли и начале XVII в.

Родители Лейбница были довольно состоятельными и благополучными людьми. По своему социальному статусу они были бюргерами (горожана-ми), но бюргерами из почтенных. Наиболее давние из известных предста-вителей этой семьи называли себя не Leibniz, a Leubnitz. В одной из сво-их автобиографических заметок Лейбниц указал, что его фамилия - в фор-ме ли Leubnitz или Lubeniecz - славянская. Весьма вероятно, что происходит она от Lipnice (Липнице) — названия реки и нескольких населенных пунк-тов в Польше и Чехословакии.

По отцовской линии это - учителя, органист, бургомистр небольшого го-рода, горных дел мастер. И дед Лейбница со стороны отца пошел по горно-му делу и женат был на дочери горного десятника. Фридрих Лейбниц, отец ученого, пролагал себе дорогу в жизни собственными силами: родите-лей он потерял, будучи студентом. Специализировался он как юрист, был но-тариусом, потом делопроизводителем («актуарием») Лейпцигского универ-ситета, принимал деятельное участие в управлении университетом в тяжелые годы Тридцатилетней войны, выказав и практическую сметку и дипломати-ческие способности, наконец, в 640г. стал профессором морали на философ-ском факультете того же университета. От первой жены он имел двух, де-тей, сына и дочь, после ее смерти женился вторично, но быстро овдовел и только в третьем браке с Катариной Шмук нашел подруг жизни, которая занялась воспитанием детей от первого брака и сделала его отцом еще од-ного сына, Готфрида Вильгельма.

Сколько-нибудь ближе представить себе, что за люди были родители Лейбница, трудно. Не подлежит сомнению, что он унаследовал ясно выра-женную в отцовской линии практическую сметку, деловитость. Рос он не в роскоши, но в достатке, среди образованных людей и среди книг, рано пробудивших в нем любопытство: отец имел порядочную библиотеку, и в ней было немало иллюстрированных изданий. В семейную традицию входила, наряду с деловитостью, религиозность. Лейбниц рос в Кругу юристов и богословов, отец его был человек глубоко верующий.

Кстати, одной привилегией, обеспеченной принадлежностью к академи-ческим кругам зажиточного бюргерства, Лейбниц воспользовался (может быть, того сам не зная) очень рано: в 1653 г., когда ему еще не было семи лет, его записали студентом Лейпцигского университета. Возможно, это было сделано потому, что мальчик незадолго перед этим, в 1652 г., потерял отца - зачисление в студенты закрепляло за ним принадлежность к универ-ситету, где отец работал с 1628 г. Фактически же в 1653 г. «студент» Лейбниц начал посещать одну из двух наиболее почетных и солидных лейпцигских го¬родских школ, Nikolai-Schule.

В начальном, шестом классе (в немецких школах нумерация классов идет в порядке, противоположном нашему) маленького Лейбница учили читать и писать, тогда же начиналось обучение латинскому языку, а в сле-дующем (пятом) классе латинский был уже основным предметом. Но ребе-нок еще раньше заинтересовался иллюстрированной «Римской историей» Ти-та Ливия и попытался без помощи взрослых разобраться в том, что значили подписи к картинкам, а затем и в основном тексте.

Пропуская многое, что было ему непонятно, мальчик одолел всю книгу и затем начал ее читать заново. У него хватило терпения и настойчивости по-вторить такое чтение несколько раз, а догадливости оказалось достаточно, чтобы таким образом значительно подвинуться в понимании текста и зна-нии языка. Конечно, он не мог еще разобраться во всех грамматических формах, и школьный учитель был вдвойне обескуражен, обнаружив «ла-тинскую эрудицию» своего восьмилетнего воспитанника: и язык тот ус-ваивал по-своему, не зная иногда основ стандартного курса и уйдя вместе с тем далеко вперед, и материал для чтения нашел, никак не подходивший для такого малыша,- в его возрасте полагалось просвещаться с помощью краткого катехизиса или книги с картинками.

А вот как описывал свои первые шаги: в науках сам Лейбниц, называя себя Пацидием - латинская инторпретация его имени Готфрид, состоящего из двух немецких слов, означающих «бог» и «мир».

Вильгельм Пацидий из Лейпцига, немец по рождению, очень рано ли-шившийся отца, руководившего его воспитанием, по собственному побужде-нию увлекся изучением наук и свободу его в этом никак не ограничива-ли. Ему был открыт доступ в домашнюю библиотеку, где восьмилетний мальчик часто пропадал по целым дням, и хотя он едва понимал латынь, он брал первые попавшиеся под руку книги, снимал их с полок и снова от-кладывал в сторону, перелистывал без всякого разбора, останавливался, где ему нравилось, или перескакивал на другое, смотря по тому, насколько его привлекали понятность языка и интерес содержания. Казалось, что он из-брал судьбу своим учителем и слышал какой-то голос, говоривший ему: бе-ри и читай. Так как судьба его была такова, что ему пришлось обходиться без постороннего совета, и ему ничего не оставалось, как руководствоваться свойственной его возрасту смелостью, которой помогал сам Бог. Случаю было угодно натолкнуть его прежде всего на древних, в которых он сначала не понимал ничего, мало-помалу стал понимать кое-что, а в конце концов понял все, что ему было нужно; и как люди, постоянно находящиеся на солн-це, поневоле загорают, так он принял известную окраску не только в своем стиле, но и в образе мыслей. Когда он затем пришел к новейшим авторам, ему показались противными эти сочинения, наполнявшие тогдашние книж-ные лавки, с их ничего не говорящей высокопарностью или винегретом чу-жих мыслей,- эти книги, лишенные прелести, силы и содержания, лишен-ные всякой живой пользы. Казалось, что они написаны совсем для друго-го мира, который они сами называли то своей республикой, то Парнасом. Тогда он опять начинал: думать о древних, возбуждавших в его душе со-всем иные чувства своими мужественными, высокими, сильными, как бы все превосходящими мыслями, выражающими всю человеческую жизнь в одном образе, своими естественными, ясными, гибкими, соответствующими пред-мету формами! Эта разница была для него столь ощутима, что с этих пор он прочно установил для себя следующие два принципа: всегда искать в словах и образе выражения мыслей ясности, а в вещах пользы. Позже он узнал, что первая составляет основание любого суждения, последняя - вся-кого изобретения, и что большинство людей заблуждаются, потому что их словам недостает ясности, а их опытам - цели.

И дальше мы узнаем о юном Пацидии - Лейбнице, что для него источ-ником радости было познакомиться с творениями древних авторов, которых он до того знал лишь по именам

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»